16:36

Из жизни предков. Водь. Часть вторая

Каждый народ, издавна живущий на нашей земле, дает прекрасный, но еще до конца не понятый нами опыт — как жить в согласии с природой, сохранять древние традиции и пребывать в согласии с самыми разными народами. Центром коренных народов Ленинградской области при содействии Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры) Российской академии наук издана книга «Коренные народы Ленинградской области», материалы которой использованы в данной статье.

Водь. Часть вторая

Праздничные обычаи

Вожане издавна приняли православие, но еще долго сохраняли свои древние обряды, поклоняясь деревьям и большим камням, родникам и рекам, солнцу и месяцу. Даже в ХХ веке им приносили в жертву быков, овец и петухов.

По представлениям води, существовали хозяева-хранители (алтиайн или алтыы) дома и двора, риги и бани, вод и лесов. Самыми доброжелательными были домовые духи — домовой (домовика) и хозяйка очага (тулче-эма). Чем дальше жили духи от дома человека, тем они были опаснее. Мать леса (мэттс-эмя) не только давала ягоды и грибы крестьянам, но и могла навсегда увести в свой дом заблудившихся детей. Самыми грозными считались водяные хозяева: мать воды (вээ-эмя) поднимала воду, закручивала водовороты, могла утопить людей. В каждой водской деревне знали о летучей огненной змее (леммюз), которая рождалась из яйца и приносила в дом своего хозяина зерно, молоко и богатство, забирая их у соседей.

В новогоднее утро вожане надевали новую одежду и клали в карман деньги, при этом с опаской поглядывая на дверь. Если первой в наступившем году в дом входила женщина, то, говорили, счастья не будет весь год. А вот приход мужчины давал надежду на хороший урожай, приплод скота и удачу во всех делах.

Вечером праздника Крещения (Весириссе), как только темнело, хозяин с миской вареного гороха выходил из дому и бросал горох на двор со словами: «Мороз, мороз, приходи кушать горох зимой, не приходи летом!» Остатки гороха запирали в амбар под замок, давали его курам. Вожане верили, что в таком случае урожай гороха будет обильным, а куры будут хорошо плодиться, и летом их не тронут ястребы.

Масленицу вожане называли Чихлаго, что в переводе означает «залог», «договор». Вероятно, в прежние времена в эти дни крестьянин заключал «договор» с духами земли о помощи в выращивании нового урожая, прежде всего льна.

Накануне Пасхи (Энипяйвя) хозяева старались защитить свое имущество и скот от злых сил, а утром пасхального дня все ходили на холмы смотреть, как встает солнце: считалось, что на Энипяйвя оно от радости «танцует». Вечером молодые начинали качаться на качелях.

Татьяна Пангина

Продолжение следует

Понравилась статья? Поделись с друзьями!