3:17

Где он, коммунальный рай?

Опыт Европы в сфере жилищно-коммунально хозяйства.

Еще не так давно, имея возможность по роду своей работы познакомиться с коммунальной жизнью европейских стран, я невольно сравнивал порядок и специфику работы ЖКХ, а также степень участия в нем самих жителей. В Европе жители ведут себя столь же пассивно, как и у нас, и собираются раз в год для решения насущных проблем и определения тарифов на жилищные услуги. Тарифы на коммунальные услуги, то есть воду, тепло, электричество и газ, в Европе также определяются не жителями. Собственно на этом сходство и заканчивается, потому что корни пассивности жильцов многоквартирных домов у них и у нас совершенно разные.

В европейских странах царит полное доверие к коммунальным службам и начислениям, которые они производят. Поэтому, если спросить у финна или немца, сколько у них стоит газ или вода, то сразу ответа вы не получите, потому что они этого не знают и пойдут смотреть платежные документы. А сравнивать или проверять правильность начислений никому даже в голову не приходит! Полное доверие. У нас же все с точностью до наоборот: каждая строчка в платежке вызывает подозрение, недоумение и недоверие. И этому есть причины. Не проходит и дня, чтобы в наших средствах массовой информации не упоминались проблемы ЖКХ: то газ взорвался, то трубу прорвало и в промоину кто-нибудь упал, то коммунальщики зарыли в землю старые трубы вместо новых. В европейских новостях о коммунальных проблемах упоминают только после стихийных бедствий, когда шторм, снегопад или какой-нибудь другой катаклизм осложнил работу коммунальных служб. При обычных погодных условиях проблем там как будто и нет.

Но больше всего удивляет ситуация с ЖКХ у нашего ближайшего соседа — Финляндии. Там ни зимой, ни летом не отключают в домах ни горячую, ни холодную воду. Там нет понятия «отопительный сезон». Если среди лета сильно похолодало — батареи отопления автоматически становятся теплыми. Воду все пьют прямо из-под крана, и про фильтры или необходимость кипятить никто даже не заикается. Мусор перебирается еще дома и складывается в отдельные контейнеры: пищевые отходы, картон, бумага, стекло, металл, пластик. На «помойке», хотя это слово трудно применить к месту сбора мусора, все раскладывается по отдельным ящикам, которые забирают отдельные мусоровозы и увозят на переработку. Пустые бутылки и банки сдаются в магазин. На мусоре работают котельные, которые отапливают дома. Машины по утрам не шумят под окнами, прогревая двигатель, потому что все стоянки оборудованы электрическим подогревом. В квартирах нет счетчиков на воду, потому что жильцы платят по фиксированному тарифу и используют ее без ограничений. (Сразу вспоминается наша пятидесятипроцентная надбавка к нормативу за отсутствие счетчика.) Во многих домах нет даже электросчетчиков. При заключении договора указывается площадь квартиры и наличие электроприборов, исходя из этого, устанавливается индивидуальный тариф, который повышается крайне редко. Коммунальные платежи стабильны, их не повышают каждый год.

Ключом от своей квартиры вы можете открыть двери в подъезд (на ночь они запираются), в колясочную и велосипедную (хотя велосипеды чаще оставляют на улице). В подвале есть сауна общего пользования, помещение для хранения домашнего скарба, холодильник для припасов на зиму и прачечная. Подвалы

нигде не затоплены водой, потому что все коммуникации содержаться как надо и своевременно меняются через 50-60 лет.

В жилищно-коммунальном хозяйстве работают высококвалифицированные специалисты. У них средняя по стране зарплата, которая составляет 3340 евро. На дворника надо учиться полтора-два года. Правда, в понятие «дворник» финны вкладывают совсем другой смысл, потому что он в одном лице объединяет электрика, сантехника, водителя и тракториста. Пешком и с лопатой финский дворник не ходит, а ездит на тракторах, газонокосилках и автомобилях. И переводится название его должности как мастер дома.

Коммунальные тарифы в Финляндии, как уже упоминалось, не повышаются ежегодно, а имеют свойство понижаться, так как всегда есть альтернативная энергоснабжающая компания в отличие от российской действительности, где такой возможности нет. Когда подходит время капитального ремонта, то управляющая компания берет в банке кредит под низкий процент лет так на пятнадцать. Обычно он ниже 2% годовых, что существенно отличается от нашей формы капремонта, где обесценивание денег, накопленных в фонде, происходит гораздо быстрее.

В Финляндии всеми коммунальными системами владеют муниципалитеты, а не монополисты ресурсники, поэтому у местных властей всегда есть рычаги управления в отношениях с энергетиками. В системе ЖКХ не воруют средства квартиросъемщиков, так как даже малейшее подозрение навсегда поставит крест на их бизнесе. За качеством услуг и ремонтов с особым усердием следят сами обслуживающие компании. Только в этом году имели место случаи, когда пришлось полностью разбирать строящуюся больницу и автомобильные мосты, поскольку обнаружилось, что качество бетона было низким.

Как и у нас, в Финляндии два раза в год — весной и осенью — во дворах проходят субботники. Организуют их работники сервисных служб, которые готовят для жителей инструменты (лопаты, ножницы для стрижки кустов, веники, грабли и мешки для мусора). Выходят на субботники практически все жители. После окончания работ по благоустройству придомовой территории тут же накрывается большой стол, делается барбекю, для детей — сладости, для взрослых — пиво. Организация праздника проходит за счет управляющей компании.

А про наше ЖКХ я писать не буду. Вы и так все знаете. Раем это не назовешь.

Александр БАЛАХНИН,

сопредседатель Ленинградской областной общественной инспекции по ЖКХ

Понравилась статья? Поделись с друзьями!