17:41

Дети в интернете

Тот факт, что новое поколение детей — это дети высоких технологий, «с кнопкой на пальце», живущие в виртуальном пространстве, и ориентирующиеся в любых гаджетах как рыба в воде, уже никого не удивляет. Это вынуждены признать родители и педагоги. Тем не менее существует некий конфликт поколений. Выросшие на других ценностях взрослые пытаются вмешаться в процесс, запретить детям жить в интернете, ограничивать использование ими гаджетов. Порой делают это неумело и агрессивно, тем самым расширяя стену непонимания, и взращивая в ребенке еще большее желание замкнуться в своем мире.

Давайте уже признаем, что у любого естественного процесса нет четкого разделения на «хорошее» или «плохое». Во всем есть свои плюсы и минусы. Наши дети действительно видят мир по-другому. Мир цифровых технологий сделал их иными, и лучшее, что мы можем предпринять в этом случае — дать им возможность самореализации, использовать их сильные стороны во благо и попытаться сохранить их доверие, ни в коем случае не теряя с ними близкую связь. Нам следует порадоваться позитивным результатам их развития и подумать как минимизировать пробелы такого нового восприятия мира нашего детьми. Давайте рассмотрим, в чем наши дети (внуки) в хорошем смысле другие:

  • они быстро включаются в интересующую их информацию умеют с ней отлично работать
  • быстрее развиваются, поскольку мыслительные процессы происходят на больших скоростях;
  • могут делать одновременно несколько дел (писать сообщение, слушать музыку, играть в компьютерную игру и учить уроки);
  • они уважительно относятся к личному пространству других людей, поскольку сами быстро выстраивают свой внутренний мир и обладают потребностью защитить его;
  • они не агрессивны, поскольку избегают конфликтов, ссор и противоречий, от конфликтных ситуаций легко снова погружаются в свои мир, не копя обиды;
  • они не выносят все скучное, обладают развитым чувством юмора;
  • это тихие дети (если они в сети дома, то они в безопасности и скорее всего ничего не натворят) За детьми нашего поколения нужен был всегда «глаз да глаз»;

Минусы:

  • неумение сконцентрироваться, неусидчивость и нетерпеливость. Так называемое «клиповое мышление» выражается в том, что в их информационном потоке преобладают быстро сменяющиеся картинки. Поэтому им тяжело сосредоточиться на длинных текстах. Они не смогут по достоинству оценить литературный слог, их не впечатляют длинные витиеватые лирические отступления, коими наслаждалось наше поколение.
  • плохое запоминание. Какой смысл запоминать, если всегда можно «загуглить» (найти в сети), зачем считать в уме — если всегда под рукой калькулятор?
  • закрытость, склонность к аутизации приводит к дефициту коммуникативных навыков Легко вступая в контакт в сети с незнакомыми людьми, в плане «живого» общения проявляют несостоятельность, восприятие живых людей может быть искаженным.
  • инфантилизм. Они легко преодолевают все препятствия в виртуальной игре, в реальной жизни не смогут выбраться из сложной жизненной (бытовой) ситуации. Без гаджета в руках они бывают абсолютно беспомощны.

 

Современное образование «безнадежно устарело», так говорят сами учителя, столкнувшиеся с проблемой обучения нынешнего юного поколения. Все, что работало раньше: передача знаний из уст в уста, пересказ, заучивание стихов или отрывков наизусть произведений – уже не работает. Да и сами учителя перестали быть авторитетом для учеников, поэтому в образовательной сфере очень остро стоит вопрос: как учить наших детей? И он остается открытым. Из небольшого по времени опыта взаимодействия с поколением next, педагоги выделили несколько параметров для успешного обучения:

  • оснащенность классов современными гаджетами;
  • электронные книги и пособия вместо учебников;
  • сложные темы лучше подавать в виде презентаций с наглядными картинками — образами и минимумом текста;
  • тестовые задания должны быть в форме компьютерной игры (например, квеста);
  • введение системы коучинга, как предмета, чтобы дети учились правильно ставить цели и достигать их;
  • вместо обычной «уравниловки» необходимо использовать индивидуальный подход к каждому ученику;
  • создание здоровой конкуренции среди учащихся и хорошей мотивации;
  • необходимо регулярное привлечение в школы и другие учебные заведения людей, достигших успеха в той или иной области;
  • ввести в практику занятия на сплочение команды и принятие совместных решений.

Проблему социализации подростков поднимает Любовь Духанина — член Центрального штаба ОНФ (Общероссийский народный фронт), президент образовательного холдинга «Наследник», руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности», депутат Государственной думы.

В ноябре 2017 года активистами Общероссийского народного фронта проводился опрос среди более 1,3 тыс. школьников из 81 региона. Оказалось, что четверо из десяти школьников чувствуют себя одинокими, даже общаясь в социальных сетях.

«В соцсетях для подростка важны возможности общения, признания личностных качеств, проявления самостоятельности в суждениях, самоутверждения. Однако, несмотря на активность в блогах и на форумах, 42% детей признались, что чувствуют себя одинокими. Это значит, что им не хватает живого позитивного общения со сверстниками и взрослыми, которое давало бы ощущение равноправного деятельного присутствия в социуме», — считает Духанина.

15% опрошенных детей сообщили, что им не хватает общения со взрослыми, с которыми можно было бы обсудить свои проблемы, 19% респондентов пожаловались на недостаток уважительного и объективного отношения со стороны учителей и сверстников. 26% опрошенных ребят сообщили, что хотели бы общаться с успешными и интересными людьми, которых бы пригласила школа.

«Чувство одиночества возникает тогда, когда рядом с ребенком в важные для него моменты жизни не оказывается взрослого, готового выслушать и поддержать. И в первую очередь это касается родителей, – поясняет. – Нам нужно научиться транслировать ребенку внутрисемейные ценности, это поможет снять проблему одиночества и ненужности. Школа со своей стороны также должна выступать помощником. Если ребенок любит учителя, видит защиту с его стороны и понимает, что развивается, то это, безусловно, делает его ближе к взрослым. Сегодня у школьников есть различные возможности для социализации, включая участие в молодежных проектах, общественных советах и движениях. Важно, чтобы школы использовали эти возможности и создавали условия для самовыражения ребенка, чтобы он мог раскрыться исключительно исходя из своих потребностей, в том числе потребности в общении», – отметил представитель ОНФ Константин Тхостов.

Эксперты ОНФ считают, что одной из ведущих форм социализации школьников может стать волонтерская деятельность. Все волонтерское сообщество воодушевлено тем, что 2018 г. объявлен Годом Добровольца (волонтера). Около 15% детей сами хотели бы организовать кружки и дополнительные занятия для других детей. Помощь ветеранам, детям, попавшим в трудную ситуацию, участие в организации общешкольных, городских мероприятий помогает в реальном трудовом процессе сформировать ценностные ориентиры, активную жизненную позицию, учиться работать в команде. По данным опроса, такой деятельностью занимаются 26% подростков.

А что могут сделать родители, пока общественные организации и школы только начинают активизироваться в этом направлении? Общаться постоянно, по дороге в школу, на прогулке. Организовывать совместные походы, поездки, праздники. Важна связь поколений, общение с бабушками и дедушками, с младшими братишками, сестренками. Необходимо научить ребенка самым необходимым в жизни навыкам — наводить порядок, ухаживать за своими вещами, готовить, шить, мастерить. Научить созидать и творить, делать что-либо своими руками. Заведите домашних питомцев. Уход и забота о братьях меньших сделает вашего ребенка ответственным и человечным. Главное — давать и развивать то, чего лишает его жизнь в интернете. Тепло, любовь, живое общение и «обнимашки» не заменят никакие гаджеты.

тему анализировала Татьяна Пангина

Понравилась статья? Поделись с друзьями!