17:33

Блокада Ленинграда в литературе для детей

В январе 2018 года мы отмечаем две знаменательные даты в истории Ленинграда и Ленинградской области: 18 января — 75-летие прорыва блокады Ленинграда и 27 января — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Блокада продолжалась долгих 872 дня и унесла жизни полутора миллионов человек. В окружении вместе со взрослыми в эти тяжелейшие для города дни было около 400 тысяч детей.

Безусловно, современным детям нужно читать об этом, чтоб они знали и помнили. Эта память должна быть в каждом из нас и обязательно передаваться дальше, следующим поколениям. Кировская центральная библиотека подготовила подборку книг о блокаде Ленинграда, которые можно почитать детям и с детьми. Многие книги вы найдете в детских отделах библиотек района.

Г. Черкашин «Кукла»

Это история о маленькой девочке, которая была эвакуирована из блокадного Ленинграда, и о кукле Маше, оставшейся ждать хозяйку в осажденном городе. Это история о возвращении домой, о людях — хороших и не очень, о надежде, мужестве и великодушии. Здесь нет описания ужасов военного времени: вражеских налётов, взрывов снарядов, голода, но осязаемо встаёт перед читателем большое несчастье, случившееся с нашей страной. В незамысловатом сюжете передано размышление о семейных отношениях, о человеческих ценностях, о жителях города-героя Ленинграда и их подвиге. Книга «Кукла» — это не только рассказ о девочке и её игрушках. Это рассказ о беспримерном подвиге жителей и защитников города на Неве, об истинных человеческих ценностях.

Ю. Герман «Вот как это было»

Детская повесть «Вот как это было» при жизни писателя не публиковалась. Она посвящена очень важному в жизни нашей страны периоду. Здесь рассказывается о Ленинграде предвоенного времени, о Великой Отечественной войне, о ленинградской блокаде, о том, как мы победили. В повести многое документально, основано на исторических фактах. Это не только памятные всем пережившим блокаду ленинградцам эпизоды с обстрелом зоопарка и пожаром в Народном доме, не только бомбёжка госпиталя… Так, например, стихи «Над Ленинградом нависла блокада», помещённые в главу «Школа в подвале», — это не стилизация, не подделка под детское творчество, а подлинное стихотворение ленинградского школьника тех суровых годов, подаренное писателю на встрече с юными читателями в одной из школ Ленинграда.

Э. Фонякова «Хлеб той зимы»

Автобиографическая повесть современной петербургской писательницы Эллы Фоняковой посвящена ленинградской блокаде, с которой совпало детство автора. Написанный ярким, простым и сочным языком на основе собственных воспоминаний «Хлеб той зимы» — это честный рассказ без приукрашиваний и нагнетания кошмаров. Книга переведена на многие языки, выходила в том числе в Германии и США.

«Как это — война? Что это — война?» — немногим не понаслышке известны ответы на эти вопросы. А первоклашке Лене, оставшейся вместе с семьёй в блокадном Ленинграде, на собственном опыте приходится узнать, «как выглядит война взаправдашняя»: что такое «воздушная тревога» и как тушить «зажигалку», каким бывает настоящий голод и что, оказывается, оладьи можно приготовить из кофейной гущи, а студень — из столярного клея.

«Хлеб той зимы» Эллы Фоняковой — это и слепок времени, и во многом автобиографичный рассказ о блокадных днях, и пронзительная история о самой обычной девочке, её семье и обо всех ленинградцах, не оставивших окружённый город.

М. Сухачев «Дети блокады»

Автор этой книги Михаил Сухачев двенадцатилетним мальчиком пережил много месяцев в трагической и героической блокаде Ленинграда в 1941-1944 годах. Эта книга не просто литературное произведение, она рассказывает о тяжелых и страшных воспоминаниях, о борьбе ленинградцев и их детей, оставшихся в городе, о невыносимых страданиях от голода и холода. У многих ребят в блокаде умерли все родные. Но эта книга и о невероятном мужестве и стойкости ребят, не струсивших под бомбежками и обстрелами, а тушивших зажигательные бомбы на чердаках, помогавших женщинам и старикам и работавших на заводах наравне со взрослыми… Они быстро повзрослели и стремились сделать все, даже невозможное, для помощи городу, в котором ленинградцы умирали, но не сдавались.

А. Крестинский «Мальчики из блокады»

Лирико-драматическое повествование о жизни ребят в осажденном фашистами Ленинграде. Рассказы и повесть, вошедшие в сборник, автобиографические; но вместе с тем это художественные тексты, адресованные подростку. Правдиво и просто рассказывают они о понятных юному читателю вещах: мальчишеской дружбе и первой любви, родительском самопожертвовании и сложности взаимопонимания, силе и благородстве, слабости и низости — одним словом, о детстве и юности, пришедшихся на годы страшного бедствия, ленинградской блокады.

Н. Ходза «Дорога жизни»

Очень важная книга для дошкольников и младших школьников о блокаде Ленинграда. Без лишнего пафоса, без леденящих душу подробностей, простым и спокойным языком Нисон Ходза рассказывает маленькие истории — на страничку-две — о том, что это было такое — блокада Ленинграда — и что значила для людей Дорога жизни.

И. Миксон «Жила, была»

Документальная повесть о Тане Савичевой, основанная на ее дневнике.

Жизнь одного ребенка. Детство, погубленное под тяжелой канонадой, сломленное потерей родных. Возможно, самое шокирующее — это то, что главная героиня… девочка. Хрупкая, маленькая девочка двенадцати лет. Она должна была бы такой быть, хрупкой, веселой, жизнерадостной, если бы не ужасы, которые описывает нам история, книги и рассказы.

Имя Тани Савичевой известно всему миру. В её дневнике, предъявленном на Нюрнбергском процессе в качестве документа, обвиняющего фашизм, всего несколько листочков, на которых девочка неуверенным детским почерком фиксировала смерть своих родных. И нет равнодушных — так искренне, точно и предельно сжато сумела маленькая девочка рассказать о войне в своей маленькой записной книжке.

Л. Пантелеев «Маринка»

Рассказ Л. Пантелеева был начат в блокадном Ленинграде, а закончен в Москве в госпитале летом 1942 года. Впервые автор читал рассказ по московскому радио осенью того же года.

Это история о том, как война меняла жизнь людей, прежде всего детей, как влияла на их внешний облик и внутреннее состояние. Речь в рассказе идет о шестилетней девочке Маринке из блокадного Ленинграда, которая жила с писателем в одном доме и на одной лестнице.

М. Слугина, главный библиограф Кировской библиотеки

Материал предоставлен газетой «Неделя нашего города»

Понравилась статья? Поделись с друзьями!