15:45

В помощь новобранцам — воспитатели в погонах

К 1 января в России закончился осенний призыв. Да, конечно, «косьба» от армии встречается все реже, а профессия военного заняла место в десятке престижных, тем не менее, и родители, и сами новобранцы по-прежнему переживают за предстоящую службу. Как-никак первое серьезное испытание во взрослой жизни! Пройти это испытание достойно, с пользой для закалки характера и здоровья, призывниками помогают офицеры-воспитатели. Наш корреспондент выяснял особенности работы воспитателей в погонах.

Поскольку в современной российской армии вопросы организации быта и питания решены и больше не беспокоят, переживания призывников о предстоящей службе носят, как правило, не материальный, а скорее психоэмоциональный характер. «Как я справлюсь с трудностями?», «Как буду выглядеть на общем фоне?», «Не подведу ли?» — эти вопросы становятся жизненно важными для ребят в непривычной для них обстановке чисто мужского коллектива.

Помочь военнослужащим адаптироваться к армейским будням, сплотить коллектив и сформировать из молодого человека солдата, готового в случае необходимости осознанно защищать родину, призван институт офицеров-воспитателей. Формально они именуются заместителями командира по работе с личным составом, а в народе по старинке — замполитами. Несмотря на такой отсыл к советскому прошлому, корни воспитательной работы с военнослужащими закладывались еще в царской армии. До сих пор не потеряли своей актуальности труды военного теоретика, генерала Михаила Ивановича Драгомирова, сформулировавшего концепцию воспитания и образования войск в мирное время. В советское время должность воспитателей прошла сложную эволюцию от комиссаров до классических замполитов. Причем замполиты позднего советского периода были настоящими профессиональными воспитателями, поскольку в специализированных училищах наряду с военной наукой в этих офицеров вкладывали курс педагогики со всеми необходимыми методиками.

Ровно 25 лет назад специальное обучение заместителей по воспитательной работе — так стала называться эта должность в новой России — за ненадобностью отменили. Через десять лет, получив всплеск неуставных отношений и других проблем, профессиональную подготовку по данному направлению возродили. Но в 2009 году решением Анатолия Сердюкова 70 процентов ставок офицеров-воспитателей было сокращено. Данный шаг многими экспертами был воспринят негативно, ведь работа с коллективом, его «настройка» требуют мастерства и профессионализма. В противном случае вместо коллектива, способного на взаимовыручку и выполнение сложных задач, получится разношерстная масса, которую придется подгонять криками и угрозами, поэтому в 2013 году Сергей Шойгу объявил о решении вернуть в армию институт офицеров-воспитателей — профессионалов своего дела, умеющих «работать с душой солдата».

Несмотря на преемственность, современные офицеры-воспитатели — это не рудимент советской системы. По признанию полковника Евгения Гамалея, заместителя командующего 6-й общевойсковой армией по работе с личным составом (части этой армии размещаются в Санкт-Петербурге и Ленинградской области), специалисты берут лучшее из дореволюционной и советской воспитательных систем, однако многие акценты и методы работы изменились.

Важная роль отводится психологической работе с военнослужащими. Во всех частях есть целые отделы профессиональных психологов. Личный состав тестируется как по прибытии, так и во время службы. Заключения и рекомендации по итогам тестирования обязательно учитываются в работе. Также психологи помогают с реабилитацией после стрессовых ситуаций, используя для этого не только свои навыки, но и современное оборудование. «Психологическому, душевному состоянию военнослужащих уделяется особое внимание. Иногда солдат может накрутить себя по пустяковой проблеме, которая решается за полчаса. Наша задача — вовремя увидеть ситуацию и решить ее», — поясняет Евгений Гамалей. Неслучайно в частях на видных местах висят телефоны прокурорской горячей линии и командиров. Гамалей и сам охотно принимает звонки, подключается к решению вопросов. При поступлении любого призывника его командир также обязательно связывается с родителями и оставляет свои координаты.

Быстрее войти в колею армейских будней новобранцам помогает плотное расписание дня — скучать просто некогда. Это не только военно-технические занятия, но и различные социально-культурные мероприятия, организация которых — также прерогатива офицеров-воспитателей. Дважды в неделю — общественно-государственная подготовка. В рамках курса изучается воинская дисциплина, устройство государства, особенности национальных культур и традиций, этика взаимоотношений. Отдельным блоком идет история России, подробно рассматривается Великая Отечественная война, что позволяет восполнить пробелы школьного образования по предмету. Несколько раз в неделю — рассказ об основных событиях в стране и мире, чтобы, находясь в армии, молодые люди не выпадали из информационного пространства. По субботам призывники вникают в специализированные темы: правовую, военно-техническую либо военно-медицинскую. Есть мероприятия в вечернее время: беседы, викторины, — причем это не развлечения, а такое же обучение, просто в другом формате. По воскресеньям преобладают спортивные и культурно-досуговые мероприятия: концерты, просмотр фильмов, походы по достопримечательностям в месте дислокации воинской части. Столь плотная занятость не только решает воспитательные задачи, но и помогает пережить своеобразную ломку гаджетозависимым новобранцам. Многим нелегко отказаться от постоянного доступа в Интернет и общения в соцсетях, поскольку телефоном в армии можно пользоваться лишь в определенное время.

Большое внимание уделяется созданию в коллективе благоприятного микроклимата, сплочению ребят, для чего офицеры-воспитатели используют в том числе и различные профессиональные педагогические приемы.

Многие говорят, что армия — это школа жизни. И хорошо, когда на этом пути молодых людей сопровождают авторитетные и профессиональные учителя, тогда эта школа действительно способна принести большую пользу.

Елена Логинова

Понравилась статья? Поделись с друзьями!