15:15

Ижоры. Часть первая

Ижора — один из древнейших народов, населявших территорию Ленинградской области. Самоназвание ижора, инкеройн, ижоралайн, карьялайн.

Считается, что предками ижор были самые первые люди, пришедшие на берега Финского залива после отступления ледника. Уже в первом тысячелетии нашей эры ижоры выделились из группы карельских народностей. Наши предки именовали все народности, населявшие Карельский полуостров, чудью и ижор особо не выделяли.

Ижорский язык относится к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорской ветви уральской семьи. Наиболее близок карельскому и финскому языкам. Имеет несколько диалектов: сойкинский; хэваский; нижнелужский; оредежский. Письменный ижорский язык появился в 1933 году. В наши дни ижоры говорят на двух сохранившихся диалектах — сойкинском и нижнелужском.

С именем «ижора» связаны топонимы и гидронимы Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Усть-Ижора — поселок городского типа в Колпинском районе Санкт-Петербурга; Ижора — река, левый приток Невы, и по ней — Ижорские заводы и т.д.

Удивительный факт: Арина Родионовна, няня Александра Сергеевича Пушкина, была из ижор.

В XII-XIII веках ижоры жили по обе стороны Невы, приблизительными границами их поселений были реки Сестра, Тосна, Назия. В начале XVI века их владения достигли реки Оредежи на юге. Но потом территория начала постепенно сокращаться: сначала исчезли поселения на Карельском перешейке, потом около прибрежной зоны Ломоносова, а затем и у Оредежи. Сейчас ижоры проживают в Ломоносовском и Кингисеппском районах Ленинградской области. Основным местом проживания является Сойкинский полуостров, который находится между Лужской и Копорской губой. Природные особенности этой местности такие, что она почти изолирована от материковой части чередой озер и непроходимыми болотами. Возможно, поэтому народ ижора в тех поселениях смог сохранить свою самобытную культуру.

Первые письменные упоминания о народе ижора были найдены в булле папы Александра III Упсальскому епископу Стефану (приблизительно 1164 год), запрещающей продавать оружие воинственным языческим племенам саамам, води, карелам и инграм. С XIII века племя ижора выступает вместе с новгородцами в военных столкновениях со шведами, финским племенем емь и ливонскими рыцарями. В Сказании о житии Александра Невского говорится, что именно «старейшина в земле Ижерстей, именем Пелгусий» в 1240 году предупредил князя Александра (будущего Невского) о высадке шведов на берегу Невы.

На Западе часто все северо-западные новгородские земли по имени ижор называли Ингардией или Ингерманландией. Последнее название происходит от ижорских слов ингерин маа, что означает «ижорская земля», и шведского ланд — «земля», «провинция». Когда в 1617 году после длительных войн с Россией Швеция овладела этой территорией, за ней окончательно закрепилось название «Ингерманландия». Когда шведский король попытался обратить завоеванную Ингрию в лютеранство, ижоры ушли с исконных земель на Русь. Лишь в 1721 году Швеция возвратила Ингрию России, и тогда большая часть ижор вернулась на прежние места обитания.

В XVIII веке ижор насчитывалось около 14 500, в конце XIX-го — более 20 000 человек. В конце 1920-х — начале 1930-х инициативой советской власти были созданы первые ижорские школы и учебники, ижорские сельсоветы и рыбацкие кооперативы. В конце 1937 года все изменилось: ижорские школы были закрыты, учебники изъяты, учителя арестованы. Во время Великой Отечественной войны в 1943-м ижоры были вывезены в Финляндию в качестве рабочей силы. По возвращении в СССР им было запрещено селиться в родных домах. В конце 1950-х из мест высылки вернулись не все. Насильное расселение привело к тому, что ижоры практически утратили свою национальную самобытность. Согласно переписи населения, в 2010 году в России насчитывалось лишь 266 ижор, из которых 169 живут в Ленинградской области, в основном в Кингисеппском районе, в деревнях Сойкинского полуострова и Нижней Луги.

Правительством Ленинградской области претворяется в жизнь ряд комплексных программ, благодаря которым осуществляется поддержка сохранения исторического и духовного наследия коренных народов: издаются книги по истории и культуре ижор, книги на ижорском языке, аудиодиски с ижорскими песнями и музыкой, снимаются фильмы. Ижорский язык можно изучить на курсах в деревне Вистино и Санкт-Петербурге. Ижорские песни исполняет ансамбль «Сойкинские напевы», детский ансамбль «Рыбачка», фолк-группа коренных народов «Корпи», группа «Таломеркит». Есть спектакль и мультфильмы на ижорском языке. В деревне Вистино учат делать ижорскую глиняную посуду и игрушки. Центр коренных народов области и Ижорский музей возрождают ижорские народные костюмы и традиционных кукол. Молодые дизайнеры осуществляют этно-дизайн-проект «Мифология», где древнее искусство и мифы ижор воплощаются в современной одежде, мебели, посуде и игрушках. Каждый год во второе воскресенье июля в деревне Вистино проводится Ижорский праздник, а в середине декабря — праздник Талви-Мииккула (Никола Зимний).

Татьяна Пангина

Понравилась статья? Поделись с друзьями!