14:41

Вепсы. Часть вторая

Обычаи и традиции

Вепсы считали, что у леса, земли, поля, воды есть свои «хозяева» — духи. Самым известным был и остается Хозяин леса. Чтобы не рассердить его, находясь в лесу, нельзя было ругаться, разорять птичьи гнезда, без нужды рубить деревья и кустарники (прекрасный пример экологически правильного и гуманного поведения, которому следует подражать). Хозяин леса мог дать охотнику много дичи, собирателю — грибов и ягод, но мог и сбить путника с дороги, напустить на деревенское стадо диких зверей. Поэтому следовало также знать магические обряды на случай встречи с Хозяином. Войдя в лес, у него просили либо грибов и ягод, либо удачи в охоте, а покидая лес, приносили жертву — оставляли грибы и ягоды на пне, у придорожного креста или на перекрестке дорог. Верили вепсы и в Хозяина воды — от него зависела не только рыбацкая удача, но и сама жизнь, поэтому нельзя было ругаться, будучи даже поблизости от воды, бросать в нее мусор. Водяному также следовало делать приношения: опустить в воду яйцо или бросить в омут пирог. Посредниками между духами и людьми являлись колдуны, их называли нойдад.

Вепсская вышивка

Гостеприимство и взаимопомощь являлись у вепсов важным правилом. Когда хозяева топили баню, то приглашали мыться всех желающих. Если хозяйка пекла хлеб, то угощала им соседей: «В другой раз, когда у меня не будет хлеба, я к тебе приду». Если в дороге что-нибудь терялось, все знали, что на обратном пути они смогут подобрать потерянное. В вепсских деревнях люди доверяли друг другу и даже не знали, что такое замки.

На охоту уходили на несколько дней. Охотились на зверя (белку, зайца, лисицу, выдру, норку, горностая, волка, медведя, лося, барсука, рысь) и на птиц (утку, рябчика, куропатку, тетерева, глухаря). Часть дичи везли на рынки в Санкт-Петербург, часть оставалась в вепсских домах. Есть зайчатину считалось грехом, а медведя — совсем было нельзя, ведь вепсы верили, что медведь когда-то сам был человеком, которого Господь наказал за гордость. У вепсских охотников был особый закон: повстречавшись в лесу, они должны были разделить добычу поровну, даже если один нес куропатку, а другой добыл медведя.

Обычной пищей вепсов был кислый хлеб из ржаной муки, который выпекали круглыми караваями. «Без хлеба не проживешь», — считали они. Готовили вепсы каши из ржи и ячменя (иногда в них добавляли бруснику), рыбные блюда, позднее — картофель.

Традиционные вепсские «калитки»

На воскресный стол каждая хозяйка выставляла калитки и сканцы — любимую праздничную еду вепсов. Для калиток готовили густое тесто из ржаной муки. Из него раскатывались тонкие лепешки до 30 см в диаметре. На них клали начинку: толокно или гороховую муку, разведенные молоком, простоквашей или сметаной; пшенную кашу; размоченную в простокваше ячменную крупу или картофельное пюре. Края сканца подворачивали наверх и защипывали по кругу, придавая калитке округлую или овальную форму. Верх начинки смазывали взбитым яйцом со сметаной и клали калитки в печь. Для сканцев такую же ржаную лепешку, как и для калиток, пропекали с двух сторон на сухой сковороде. На нее накладывали горячую кашу или начинку из капусты и скатывали в тонкий рулет. Пироги «для зятя» готовили сразу при входе в дом сватов — сканец для них раскатывали из пшеничного теста, начиняли сахарным песком и жарили в сливочном масле. Из овсяной муки пекли блины, которые ели с творогом, солеными волнушками или подслащенной брусникой. Также вепсы пекли необычные лепешки из гороховой муки: ее взбивали со снегом и быстро ставили в печь.

Пироги для зятя

Готовили вепсы и рыбники — куски рыбы, запеченные в лепешке из теста. Впрок в каждом доме сушили мелкую рыбу, которую обычно не чистили и перед сушкой держали в соленой воде. В уху из такого сущика добавляли картофель и лук и ели обычно зимой. Неслучайно вепсы говорили: «Рыба мелка, да уха сладка!» Мясо ели редко, заготавливая его старинным способом: соленое мясо заворачивали в старые сети и вывешивали на специальные жерди на фронтоне избы с ранней весны. Такое вяленое мясо хранилось на чердаке до двух лет. Любили вепсы и репу — ее парили, сушили, варили репную кашу. Сушеная репа была любимым лакомством детей, а молодежь брала ее с собой на вечеринки. В каждом доме готовили овсяный кисель. На свадьбы и праздники вепсы варили пиво, настаивали хлебный квас.

У вепсов долго были большие семьи — иногда более тридцати человек, включающие три или четыре поколения. Ведь расчистка подсеки, сенокос, жатва, лов ряпушки требовали больших совместных усилий.

Вепсская свадьба была веселой и многолюдной. На нее съезжались родственники и собиралась вся деревня. В свадебных обрядах вепсов много необычного. Чтобы сватовство прошло удачно, сваты отправлялись в дом невесты вечером, а порой и ночью, чтобы их никто не заметил. Перед свадьбой молодежь каталась на лошадях, веселилась на вечеринках. Непременно была и «девичья баня», куда с причитаниями и плачами вели невесту и где она прощалась с прежней жизнью. Венчались молодые в церкви. На дороге домой горели костры, в них жгли старые берестяные лапти и кошели. На крыльце молодые целовали икону и кланялись в ноги родителям. Им на голову бросали куриный пух, ячмень и перья из решета, чтобы жизнь была легкой и богатой. Дрýжка (распорядитель на свадьбе), войдя в дом, три раза крестил кнутом двери и молодых, а затем молодых сажали на пуховые перины. Для счастливой совместной жизни им нужно было съесть во время свадьбы пирог-рыбник. Для защиты от злых сил невеста и жених шесть недель носили пояса из старой рыболовецкой сети с завернутыми оберегами — сухой щучьей головой или зубом, черемуховой корой, кусочками красной ткани, толченым стеклом.

Что касается заупокойных обрядов, то у вепсов кроме обычных «скорбных» похорон с причитаниями об утрате было и «веселение покойника»: молодых обряжали как на свадьбу, к дуге лошади привязывали полотенца, ленты, свадебные колокольчики, играли на гармошке, пели песни, стреляли из ружья…

XI-XII веках среди вепсов распространилось православие, но долго сохранялись и языческие верования. Например, миф о сотворении мира: «Когда Бог творил землю и живых существ, дьявол из зависти мешал Ему. Бог рассердился, схватил дьявола и сбросил его с неба на землю, в болото. В болоте, в том месте, куда провалился дьявол, образовалась большая дыра; из которой полезла всякая нечисть. Часть пошла в озера — водяники, часть в леса — лесовики, часть забралась в тучи и облака и так распространилась по всему свету. Этой нечисти повылезало бы и еще больше, если бы Бог не догадался заткнуть дыру в болоте горящим поленом».

Церковь в деревне Родионово Подпорожского района

У вепсов сохранилось много рассказов о прежней жизни, преданий, поговорок, загадок, примет и считалок. Вечерами на посиделках развлекались быличками — рассказами о встречах с духами-хозяевами, о проклятых людях и о том, как вернуть их домой. За 170 лет сборов в вепсских деревнях записано более 5000 поговорок и 1000 сказок! Веппсы заслушивались героическими сказками о змееборцах, волшебными сказками о матери и падчерице, об игре в жмурки с медведем, о чудесных детях и Морозко. А вот сказки о чертях могли рассказывать только мужчины!

Еще недавно в вепсских деревнях звучали колыбельные и магические заговоры. На свадьбах и похоронах женщины исполняли причитания. Пели вепсы «долгие» и обрядовые песни, веселили всех шуточными песнями и частушками. Но все же чаще песни распевали на русском языке. Музыкальных инструментов вепсы почти не изготавливали. Редким старинным музыкальным инструментом, который делали из сосновой доски, было кáнтеле. Но в начале ХХ века его вытеснила гармонь. На деревенских праздниках уже под нее танцевали задорные вепсские кадрили.

Татьяна Пангина

Понравилась статья? Поделись с друзьями!