4:26

Знакомство с World Skills Russia: профессия машинист

В добрый путь!

Дорогие читатели! Мы начинаем серию публикаций о самых востребованных рабочих профессиях в Ленинградской области. Все они были представлены во время Чемпионата молодых профессионалов World Skills в феврале 2018 года на базе Кировского политехнического техникума.

С чего начинается любое путешествие? Правильно, с транспорта. Что ж, просим в кабину машиниста подвижного состава — именно отсюда начнется наше знакомство с молодыми профессионалами.

Современный машинист

Казалось бы, чем тут удивишь? Кто такой машинист — знают все. Однако немногим известно, что оборудование подвижного состава активно компьютеризируется и автоматизируется, а это требует развития у машинистов соответствующих навыков. Кроме того, каждый состав имеет свою специфику. Мало знать технику безопасности и то, как вести поезд с помощью автоматики. Компьютер облегчил работу лишь отчасти. Машинисту следует знать устройство и принцип действия локомотива и автотормозов, разбираться в их чертежах и схемах и даже уметь оказывать первую помощь. Но самое главное — он должен обеспечить безопасность движения, а для этого необходимо в том числе быстро и грамотно действовать в случае отказа оборудования. Для машиниста важно умение работать и в команде, и самостоятельно; способность оценивать риски, принимать решения в нестандартных ситуациях, анализировать информацию.

В кабине машиниста

На площадке World Skills присутствовал симулятор, представляющий собой реальную кабину электровоза с системой управления.

Примечательно, что тренажеры для ребят разработаны в России, в Екатеринбурге. Стоимость одного тренажера ни много ни мало — 4,5 млн рублей. А стоимость тренажера тормозных систем — 2 млн.

— Сейчас ведем состав к пункту назначения, набираем тягу, — рассказывает участник региональных соревнований World Skills. — Есть кран машиниста и кран вспомогательного тормоза. Тормоза пневматические. Первый останавливает весь поезд, второй затормаживает только локомотив. Также есть электрическое торможение, когда двигатель из режима тяги переключается в режим генератора и вырабатывает электроэнергию, возвращая ее в контактную сеть. Это называется рекуперация, тем самым мы экономим.

— За чем должен следить машинист поезда?

— Скорость, звуковые и световые сигналы, токи (машина может буксовать, возможна перегрузка). Подъемы и спуски также вызывают затруднения при проведении поезда по участку. Грузовые поезда могут быть длиной в километр, и бывают ситуации, например, когда голова состава уже на спуске, а хвост еще на подъеме. Если машинист управляет поездом неправильно, то возможен даже разрыв состава.

— У вас огромное количество датчиков, рычагов, да еще и педали!..

— При помощи педали машинист может подавать на рельсы песок, чтобы увеличить сцепление. Это особенно актуально в моросящую погоду.

В чем сложность?

Задания чемпионата World Skills призваны погрузить участников в реалии современных профессий. Сергей Александрович Киреев, преподаватель Волховского политехнического техникума, главный эксперт площадки «Управление железнодорожным транспортом», рассказал, в чем сложность управления локомотивом:

— Конкурс разбит на три модуля. Первый — это трехчасовая поездка на тренажере от станции Санкт-Петербург–Балтийский до станции Луга. Расстояние — 137 километров. В пути у участника соревнований случается внештатная ситуация (например, экстренное торможение), из которой он должен выйти победителем. Второй модуль — привести в порядок приборы управления автотормозами. Машинист должен провести проверку оборудования, чтобы в пути не отказали тормоза. Третий — теоретическое тестирование. Участник должен знать правила технической эксплуатации, инструкции по движению, связи и сигнализации. На тест из 90 вопросов отводится всего один час. Ответы участник должен знать назубок, по правилам РЖД можно допустить не более восьми ошибок.

Результат работы каждого участника чемпионата проверяли два эксперта и компьютер.

Иоанна Чернова, фото автора

КСТАТИ

Волховский политехнический техникум — единственное учреждение в Ленинградской области, где готовят машинистов подвижного состава.

По данным сервиса «Яндекс.Работа», средняя зарплата машиниста — 50 000 рублей. Она зависит от опыта соискателя и графика работы.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!