13:56

Как получить прибыль из ничего

4 апреля состоялось очередное заседание Совета депутатов города Отрадное, на котором главным вопросом было повышение тарифа на вывоз мусора в связи с изменившимися обстоятельствами. Перед рассмотрением этого вопроса администрация ознакомила с проблемой представителей общественности в лице председателей общественных советов, выдав на руки статистику сборов и расходов управляющих компаний. Изучив материалы, общественники должны были выразить свое отношение к этой проблеме. Несмотря на разногласия, этот тариф все же был принят практически всем составом Совета депутатов. Но речь сегодня пойдет не о мусоре.

В этих документах все увидели любопытные цифры, а именно объем собираемых денег на обслуживание общедомовых приборов учета. Этот вопрос давно интересует наших жителей. Откуда взялся пресловутый тариф в 1,5 рубля с квадратного метра и почему им обложены все дома независимо от наличия приборов учета. Но начнем по порядку.

Итак, тариф был принят в декабре 2013 года решением Совета депутатов №70. Толчком к такому шагу послужило решение правительства в соответствии с ФЗ-261 от 23.11.2009 (Закон «Об энергосбережении») устанавливать общедомовые узлы учета тепла в многоквартирных домах. Вещь эта сложная, дорогая и требует специального обслуживания. А специальное обслуживание требует «специальных» денег.

До того, как появилась эта проблема, никаких разговоров о деньгах на обслуживание других общедомовых приборов, таких как электро- и водосчетчики, не было. Да и о каком обслуживании может идти речь, если в паспортах на эти приборы нет никакого перечня регламентных работ? Электросчетчики имеют межповерочный интервал от 6 до 16 лет в зависимости от модели, а счетчики воды — от 4 до 6 лет. Причем последние просто меняют на новые, потому что, как показывает практика, более 50% не проходят поверку. Да и сама поверка по цене соизмерима со стоимостью нового счетчика. В том, что никакие работы по обслуживанию этих приборов не производятся, вы можете убедиться на примере своих индивидуальных счетчиков, однако попытки навязать жителям ненужное обслуживание не раз были зафиксированы в разных регионах. Этого искушения по получению «халявных денег» не избежала даже мэрия Москвы, но была остановлена активными общественниками через суд.

Итак, внятных объяснений и расчетов по поводу нового тарифа получить нигде не удалось, несмотря на многочисленные обращения в администрацию и Совет депутатов. Почему депутаты так безропотно его приняли — тоже не понятно. Следует отметить, что введение строки за обслуживание общедомовых приборов учета явление довольно редкое, тем более что в трактовке местных УК это ВСЕ приборы. В Петербурге в квитанциях тоже есть строка за обслуживание общедомового узла учета тепла (на тот момент 48 копеек, а сейчас 53) и ни слова о других счетчиках. В большинстве мест этой строки вообще нет, так как Жилищный кодекс не предусматривает такую детализацию, но при расчете сметы на определение стоимости содержания общего имущества она быть должна. Именно наличие этой строки в квитанциях и невнятность тарифа, видимо, порождали много вопросов, поэтому в дальнейшем эта строка спряталась в «содержание», увеличив указанную в ней сумму на 1,5 рубля.

Первая попытка охладить пыл руководителей управляющих компаний, обложивших без разбора все дома независимо от наличия тех или иных приборов, была предпринята прокуратурой еще в сентябре 2015 года по отношению к компании «Гарант», о чем свидетельствует протокол рассмотрения представления. В нем руководитель компании В. Г. Кочетков собственноручно подписал обещание сделать перерасчет до 30 сентября того же года, которого мы так и не дождались. Кроме того, повсеместные поборы продолжаются до сих пор. Здесь следует сделать кивок в сторону прокуратуры, которая не проконтролировала до конца.

И вот, наконец, появились, кое для кого зловещие цифры. По данным администрации, сумма обслуживаемых площадей всех домов составляет 409 200 квадратных метров. Берем калькулятор и умножаем эти метры на 1,5 рубля и еще на 12 месяцев. Получается, что годовой сбор равен 7 365 600 руб. Теперь привяжемся к минимальному межповерочному интервалу для ОПУ тепла, который равен четырем годам. Умножаем на 4 и получаем 29 462 400 руб. А теперь посчитаем, сколько тратится денег на их обслуживание за этот же период. Компания «Мегахит», которая в настоящий момент обслуживает приборы УК «УКХ» берет за один счетчик 1700 рублей в месяц. Умножаем на 42 прибора, по которым в настоящий момент идет расчет, по данным ЕИРЦ. Получается 71 400 руб. Умножаем на 12 и получаем 856 000 руб. в год. Потом умножаем на 4 и получаем 3 424 000 руб. Правда, в договоре есть одна странная строка в виде 17 000 руб. — оплата по договору в межотопительный период (хотя многие организации за несуществующие услуги не платят) и 17 000 — за отопительный. Итого еще 34 000 (за год) умножаем на 42, потом на 4 и получаем 5 712 000 руб. Так как в договоре ничего не сказано по поводу поверок, возьмем среднюю стоимость поверки в 20 000 и умножим на 42 прибора. Получаем еще 840 000. Суммируем все затраты: 3 424 000+5 712 000+840 000=9 976 000. Теперь сравним со сборами: 29 462 400–9 976 000=19 486 400. Неужели эти 19,5 млн пошли на содержание электро- и водосчетчиков?

Этот математический парадокс должны были объяснить руководители управляющих компаний, которые были приглашены на совместное заседание рабочей комиссии областной Общественной инспекции по ЖКХ и муниципальных депутатов. К сожалению, из первых руководителей УК прибыл только В. Г. Кочетков, которому и пришлось отдуваться за коллег. Ответов на вопросы про тариф и почему платят все мы так и не получили. Зато узнали много нового из предъявленного все тем же Кочетковым «Перечня работ по обслуживанию общедомовых приборов учета». Оказывается, в этот список входит «техническое обслуживание теплообменных аппаратов гидропневматическим или гидрохимическим способом», «снятие и обработка показаний индивидуальных электрических счетчиков» (а я-то думал, что эти показания снимает РКС «Энерго»!), «прием показаний индивидуальных приборов холодной и горячей воды» и даже работа системного администратора. Но это — из самого яркого.

Вот такие мы имеем результаты! А все потому, что не любим ходить на собрания, где тариф можно принять самим.

P.S. Расчет был произведен грубо и в пользу УК, так как в 2014 году было всего десять узлов учета тепла, число которых только в 2018 году приблизилось к 42. Так что, в среднем, надо было умножать не на 42, а где-то на 25. А «нестыкующуюся» цифру в 19,5 млн можно считать весьма условной и сильно заниженной.

Александр БАЛАХНИН, сопредседатель Ленинградской областной общественной инспекции по ЖКХ

Понравилась статья? Поделись с друзьями!