9:48

Что ждет малый бизнес?

Имея в предпринимательской деятельности опыт более 25 лет, вот на какие аспекты я хотел бы обратить внимание.

Условия ведения предпринимательской деятельности в последние годы довольно сильно изменились, причем не в лучшую сторону. Например, условия по установке павильона розничной торговли в конце 1990-х годов и сегодня не сравнимы ни по временным, ни по материальным затратам. Раньше больших сложностей не было: прошел процедуру регистрации предпринимателем, написал заявление об установке павильона, получил разрешение исполкома, установил павильон на согласованном месте, написал заявление на подключение электроэнергии, ее подключили и можно начинать работать. Время не стоит на месте, на смену павильонам пришли большие торговые центры. Но что в итоге получилось? Мало того, что сетевые магазины почти полностью вытеснили малый бизнес, работающий в сфере торговли шаговой доступности, так и еще условия ведения предпринимательской деятельности кардинально изменились, превратившись в долгий и сложный процесс по согласованию в различных учреждениях и органах государственной власти. Причем процесс, при отсутствии определенных финансовых средств не всегда гарантирующий положительный результат. То есть сегодня, если ты являешься представителем малого бизнеса, процедура получения положительного решения о выделении земельного участка, аренде площадей и подключении коммуникаций занимает очень много времени и требует больших усилий, в то время как результат ее непредсказуем, а речь идет вовсе не о значительных земельных участках или помещениях большой площади.

Как показывает общение с предпринимателями, многие испытывают сложности в этих вопросах. Известен факт, когда предприниматель, начиная с 2009 года, неоднократно обращался в органы власти с заявлением о выделении земельного участка под организацию и ведение хозяйственной деятельности, но, по непонятным причинам, получал отказ. Работники администрации, затягивая принятие решения, требовали то какое-то дополнительное обоснование, то схему размещения, хотя требования эти не были прописаны в законодательных и нормативных актах. При обращении предпринимателя в вышестоящие государственные и надзорные органы результат оставался прежним. В то же время земельные участки выделялись другим предпринимателям и организациям, причем в тех же местах и под тот же вид деятельности, который указывался злополучным соискателем. Административные органы согласовали и выделили земельные участки в том числе таким предпринимателям и организациям, которые имеют задолженность по арендным платежам (на 2017 год — более 22 млн рублей), а предоставленную землю используют не по целевому назначению. (Конечно, в проблеме неплатежей нужно учитывать как текущую экономическую ситуацию, так и существующие риски в ведении предпринимательской деятельности, но и нельзя не принимать во внимание тот факт, что земельные участки порой выделяются заявителям, которые в дальнейшем используют их для переуступки права пользования.)

На Форуме по развитию малого и среднего бизнеса, который в сентябре 2017 году проводил Комитет по развитию малого и среднего бизнеса при Правительстве Ленинградской области, присутствовавший в президиуме вице-губернатор региона высказал мысль, что проблемы у малого бизнеса зачастую возникают из-за неумения предпринимателей построить диалог с местной администрацией. Такая формулировка показалась довольно странной. Получается, предприниматель должен прийти в администрацию и построить диалог (то есть договориться!) о том, на каких условиях ему разрешат осуществлять предпринимательскую деятельность на данной территории? Это абсолютно противоречит принципу свободы предпринимательской деятельности и текущей экономической ситуации, а также не способствует желанию самозанятого гражданина вести официальную предпринимательскую деятельность.

Предположим, что в сегодняшних условиях гражданин только планирует начать предпринимательскую деятельность, перспективы которой еще совсем не очевидны. И вот, уже на первоначальном этапе, он сталкивается с тем, что необходимо:

  • договариваться с местной администрацией об условиях ведения предпринимательской деятельности, не имея при этом достаточного финансового актива;
  • нести риски, которые могут последствовать в дальнейшем, ведь предприниматель должен в первую очередь получить все разрешительные документы на ведение деятельности, а также продвигать свой продукт или услугу в условиях свободного рынка;
  • оплачивать аренду помещения или земельного участка, коммунальные услуги и налоги.

Даже существующие льготы по налогообложению предпринимателей в течение первых двух лет (примерно столько времени нужно для выхода на рентабильность начинающему предпринимателю) не являются существенным стимулом для открытия и ведения собственного дела.

В условиях сегодняшней экономической ситуации и с учетом поставленной задачи по рывку в экономике не находят понимания такие действия административных органов, которые препятствуют в выделении требующихся предпринимателям для ведения их деятельности ресурсов и выражаются в нежелании принятия или избирательности подхода к вынесению положительных решений о выделении земельных участков и помещений и подключении их к инженерным коммуникациям. Большие трудности испытывает предприниматель и на этапе выкупа земельного участка, где находится построенный им объект. А ведь это тоже является немаловажным стимулом, так как в этом случае у предпринимателя появляется существенный актив, который он сможет использовать как гарантию при обращении в кредитные организации, чтобы получить средства для дальнейшего развития бизнеса.

Конечно, нельзя отрицать тот факт, что существуют программы обучения и помощи предпринимателям по развитию их деятельности. Но эти программы более полезны, когда у тебя уже есть собственное дело и наблюдается положительная динамика в экономике (растущий рынок). Что же касается привлечения людей в малый бизнес, то усилия прикладываются совсем не в том направлении. Так, для получения материальной помощи, предприниматель как соискатель должен соответствовать критерию, который разработал и утвердил чиновник, впоследствии также именно чиновник принимает решение о выделении этой помощи, что требует содержания аппарата государственных служащих с немалым бюджетом. Подтверждение этому можно увидеть в динамике количества вновь созданных малых предприятий и зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в период с 2014 по 2016 год (по 2017 году данных нет), приведенный в отчетном докладе Комитета по развитию малого и среднего бизнеса Правительства Ленинградской области (small.lenobl.ru/programm/rept?id=39204), и она совсем не положительная…

Для привлечения в бизнес новых субъектов нужно создать такие условия, при которых люди смогут заниматься официальной предпринимательской деятельностью, не испытывая трудностей и не находясь в зависимости от воли и решений административных органов на местах. Необходима такая система, чтобы не предприниматель бегал за чиновником с различными согласованиями, предложениями и просьбами, а, наоборот, чиновник создавал предпринимателю все необходимые условия для ведения его хозяйственной деятельности. Только в этом случае можно расчитывать на рост предпринимательской активности, что, в свою очередь, приведет к соответствующему экономическому росту и увеличению налоговых поступлений. На сегодняшний же день можно констатировать, что ситуация в этом вопросе абсолютно противоположная и перспективы для ее изменения весьма туманны.

Евгений Майзлин

P.S. Я далек от мысли, что, написав данный текст, открыл кому-то глаза на существующие проблемы. Но если все всё понимают, то почему не делают?

Понравилась статья? Поделись с друзьями!