14:46

Противодействие идеологии экстремизма в молодежной среде

Характерной чертой мировой действительности последних лет является увеличение масштабов и различных форм проявления экстремизма. В силу наибольшей восприимчивости юного сознания это явление чаще соотносится с молодежной средой. С масштабными проявлениями терроризма Россия столкнулась в 1990-х, когда северокавказские республики были вовлечены в «пояс нестабильности». Уже на тот момент стало ясно, что террористическая угроза продолжает оставаться реальным фактором, влияющим на безопасность граждан, и что силовые методы борьбы с терроризмом, снижая остроту угроз, не могут устранить его в полной мере. Он будет сохраняться, пока существует система воспроизводства инфраструктуры терроризма. Ключевые звенья здесь: идеология экстремизма, вдохновители и носители террористических идей, каналы их распространения.

Сложно подавить деятельность террористических структур, но намного сложнее — победить терроризм идеологически. К сожалению, наблюдается устойчивая тенденция вовлечения в радикальные структуры молодежи из России. В 90% случаев вербовка происходит в сети Интернет, ресурсы же правоохранительных органов в выявлении негативного контента ограничен. Вместе с тем данная работа чрезвычайно важна. Цели могут быть достигнуты только при непосредственном участии представителей гражданского общества и во взаимодействии со всеми институтами власти. Однако часто высказывающееся мнение, что виной всему Интернет, есть взгляд обыденный. Всемирная сеть — лишь средство. В разумном мышлении Интернет является источником всемирного наследия человечества, инструментом обогащения знаниями и коммуникативным каналом их воспроизводства. Эта реальность еще не приобрела ту форму моральных установок, которая является фундаментом нашего законодательства в повседневной жизни. Важно понимать, что интернет-среда подвержена оперативной цензуре в незначительной степени — любой ресурс здесь может быть в любой момент времени перемещен на новое место, кроме того доступ к ресурсам не ограничен в пространстве.

Согласно статистике, более чем у 90% детей есть профили в социальных сетях. Ими начинают пользоваться уже в 9 лет, а пик общения приходится на подростковый период — 13–16 лет. Доступность и количество времени, проводимого в Интернете, актуализируют проблемы информационных перегрузок и взаимопонимания. Большой массив быстрорастущего объема информации плохо обрабатывается неподготовленным сознанием и зачастую приводит к поверхностному восприятию. Значительная часть современной молодежи, да и поколения постарше, является носителями «медиамышления», сочетающего фрагментарность (отсутствие системных знаний о мире) и несамостоятельность (ориентацию на простые подсказки, получаемые из СМИ). В результате возникают условия, когда человек начинает бездумно усваивать предлагаемые идеи и лозунги (в том числе и деструктивные), доверять доводам различных экспертов и блогеров, следовать их рекомендациям. Эти факторы являются питательной средой для воздействия на наше сознание.

Уже давно известна особенность, характерная для массового сознания, — тенденция к упрощению. Каким образом это работает?

Во-первых, идеологи экстремизма на самые сложные вопросы дают простые ответы — во всех бедах обвиняются представители других национальностей, религий, государства (виновных выбирают в зависимости от направленности деструктивной организации), при этом в качестве примеров и аргументов используются реально существующие экономические, политические и культурные проблемы. Молодежи внушается необходимость простых и категорических действий, основанных на насилии и сломе существующего порядка, на мнении, что возможно совершить одну несправедливость во имя так называемой большей справедливости. Появляются убеждения, что, стоит только избавиться от конкретных «виновников», хорошая жизнь наступит в скором времени. Именно так недавно «купили» значительную часть украинской молодежи, вышедшей на майдан под лозунгом «Вернем власти справедливость!».

Во-вторых, радикальные объединения, пользуясь низкой образованностью граждан, перевирают и толкуют в пользу своей идеологии различные события отечественной или мировой истории. Так, неонацистские организации внушают своим потенциальным адептам, что Адольф Гитлер не хотел поработить народы Советского Союза, а лишь боролся с коммунизмом.

В-третьих, экстремистская идеология доносится до потенциального потребителя, прежде всего молодежи, в привлекательной «обертке».

Как же противодействовать влиянию экстремистской пропаганды, какими силами и средствами с ней бороться в системе образовательных организаций? В общем-то, методы известны давно. Они уже предложены к исполнению государственными органами, но на практике не всегда дают действенный результат.

Многообразие языков, традиций, культур — это национальный вопрос всего государства, поэтому одним из главных вопросов поступательного движения является гражданское и межнациональное согласие. Культура мира и взаимоуважения, которую пытаются привить молодому поколению, есть культура его образа мышления и поведения. Огромная роль в формировании этой культуры принадлежит не только процессу образования, но и просветительской деятельности.

Следующим направлением в приобретении иммунитета молодежи к экстремистским идеям должно стать развитие культуры здорового образа жизни. Сама философия созидательного отношения к своему организму противоположна разрушительным идеям, и дворовый спорт очень эффективен в такой работе — так мы учим молодого человека работать без тренера, самостоятельно. В этом движении приобретается критическое мышление и, как следствие, волевое усилие созидательного развития. Кроме того, это — спорт добрых людей, так как он предполагает соперничество только с самим собой.

В завершение напомним слова из Евангелия от Матфея: «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства». В них — суть идей экстремизма и понимание, что одними законодательными ограничениями эту проблему не решить. Действенный результат будет только в духовном нравственном развитии, получить которое можно благодаря воспитанию, которое, в свою очередь, как говорил великий философ Иоганн Готлиб Фихте, «должно быть надежным и сознательным искусством образовывать в человеке устойчивую и безошибочную добрую волю».

По материалам III Всероссийской научно-практической конференции «Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной сфере и молодежной политике»

Понравилась статья? Поделись с друзьями!