17:26

Изобретения — важный инновационный элемент экономики

Создаваемые талантливыми разработчиками изобретения и проекты НИОКР являются инновационной основой развития современной экономики и технического прогресса.

Творчество изобретателей начинается с инновационной идеи и завершается после совместной работы с патентоведами и экспертами заявок на изобретения, созданием новых патентованных продуктов и (или) технологий для промышленного или аграрного производств, медицины, социальной и других сфер деятельности общества. Каждое патентованное изобретение обладает промышленной применимостью, мировым уровнем новизны и соответствует изобретательскому уровню, являясь новой или усовершенствованной продукцией, способом производства (технологией), работой или услугой, предназначенными для реализации на потребительском рынке.

На всем протяжении развития промышленности и аграрного производства в России с начала ХVIII века были образованы и существовали под разными названиями общества изобретателей, которые в 1918 году ликвидировала революционная власть.  В 1932 году в период начала активной индустриализации страны было организовано широко известное «Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов» — ВОИР.

Советский ВОИР в 1980–е годы имел самый высокий коэффициент «Изобретательской активности» населения в Мире и своей организационно – массовой и творческой деятельностью обеспечивал государству годовой экономический эффект в размере 8 млрд. рублей (1500 млрд. рублей по нынешнему курсу). Достигалось это в результате внедрения в промышленное производство и другие сферы деятельности свыше 9 млн. рационализаторских предложений и 152 тысяч изобретений. СССР был всеми признанным мировым лидером изобретательского творчества и мировым донором в сфере изобретений.

Заслуживают внимания достижения изобретателей и НИОКР зарубежных стран, (где правовое обеспечение: патентное, авторское и смежные права, — сформировались в «полный рост» до формирования отечественного права на объекты интеллектуальной, в том числе промышленной собственности), например Японии, США, Германии, Китая, Финляндии.

В конце 70-х годов правительство США имело 30 тыс. патентов на федеральные изобретения, которые были созданы за счет финансирования из федерального бюджета. Только 5% из них внедрялось в производство. Существовала проблема коммерциализации НИОКР и изобретений на потребительский рынок в связи с несовершенством законодательной базы инновационной деятельности. Для преодоления образовавшегося кризиса на изобретательском рынке и в научно – исследовательских институтах  Конгрессом США в декабре 1980 года были разработаны и приняты два «революционных» закона:

— закон «Бэя — Доула» о патентных правах на разработки НИОКР, выполняемые за счет госбюджета;

— закон «Стивенсона — Уайдлера» — об инновационной деятельности.

После 2-3 лет действия упомянутых законов в США было достигнуто поступление в бюджет государства от научно–исследовательских институтов и лабораторий, взаимодействующих с бизнесом, по 40-50 млрд. долларов дохода ежегодно. Это один из наглядных примеров развития инновационной деятельности в экономике отдельной страны.

Финляндия является одной из первых стран, принявшей концепцию национальной инновационной деятельности и занимает в этой сфере одно из ведущих мест в мире после Японии, Китая, США, Германии. В 2000 г. сумма инвестиций государственного и частного секторов Финляндии в научно – исследовательские и опытно – конструкторские разработки составила 4,3 млрд. евро, что ровняется 3,3% ВВП страны. Правительство Финляндии приоритетно способствует созданию новых технологий, научно-исследовательской деятельности и освоению новых видов продуктов. Для коммерциализации инновационной деятельности изобретателей и НИОКР существуют фонды финансирования: Фонд изобретений Финляндии (Foundation for Finish inventions), Национальный фонд научных исследований Финляндии и Национальное агентство по технологиям Финляндии «Tekes». Ежегодно изобретателями Финляндии подается около 2,5 тысячи заявок на изобретения, большинство которых получают патенты. Фонд изобретений и содействия инновациям осуществил поддержку 2000 изобретений и 500 новых инновационных продуктов. Коэффициент «Изобретательской активности» в Финляндии превышает 4,76, что существенно выше этого показателя в России – 1,55. Две фирмы Nokia подают 326 заявок на изобретения в год (182 и 144 соответственно).

Изобретательская деятельность является одним из перспективных инновационных элементов мировой экономики. Темпы прироста объемов коммерциализации интеллектуальных услуг на мировом рынке составляют 20 – 24% в год, значительно опережая другие отрасли мировой экономики. Особенностью экономического развития современной рыночной экономики развитых государств является появление инновационного предпринимательства и малого бизнеса, удельный вес которых в ВВП довольно значителен.

Прирост ВВП в развитых странах за счет внедрения новых продуктов и технологий составляет 60 – 90%, в России – менее 1%. В 2017 году зарегистрировано заявок на изобретения: в Китае более 1  млн., США более 600 тыс., Японии более 400 тыс., Корее более 270 тыс., Евросоюзе более 270 тыс., в Финляндии с численностью населения 5,25 млн. человек ежегодно подается более 2500  заявок, большинство которых внедряется в производство.  Такая активность являются результатом действия имеющихся инновационных законов и вложения необходимых инвестиций в инновационную деятельность. Уровень инновационной деятельности и технического развития государства характеризуется двумя основными показателями:

1. Коэффициент «Изобретательской активности» населения.

2. Глобальный инновационный индекс – ГИИ (GII).

Изобретательская активность населения определяется коэффициентом «Изобретательской активности», например, на 10 тыс. человек жителей, который определяется количеством официально зарегистрированных в Федеральном институте промышленной собственности – (Роспатенте) заявок отечественных изобретателей на изобретения и полезные модели. Учет этих показателей и анализ ведется Роспатентом.

Коэффициент «Изобретательской активности» в России после 1991 году значительно снизился и продолжает ежегодное снижение до настоящего времени, что объясняется происходящими негативными экономическими преобразованиями и затянувшейся до настоящего времени стагнацией экономики, которая является основной творческой базой для изобретательской деятельности и НИОКР. Существенное влияние на снижение коэффициента «Изобретательской активности» имеет отсутствие соответствующей законодательной базы и адресных фондов инвестиций для коммерциализации и вывода изобретений и проектов НИОКР на потребительский рынок, отсутствия стимулирования инновационной деятельности на предприятиях и университетах. В России в 2017 году подано  около 33 тыс. заявок и зафиксирован дальнейший спад изобретательской активности к 2016 г. на 15%. В течении 2017 года например, в Ленинградской области коэффициент «Изобретательской активности» с 0,84 в 2016 году снизился до 0,73 и является самым низким в России.  Как следствие, на современных выставках Санкт-Петербурга наблюдается отсутствие машин, станков, новой техники и др. продукции, которые постоянно и в изобилии демонстрировались до 1991 года. На промышленных предприятиях и в университетах изобретательская  деятельность ведется пассивно, изобретатели, научно – технические работники и студенты считают изобретения, которые невозможно реализовать на отечественном потребительском рынке не престижной деятельностью.

Инновационная деятельность государств на мировом рынке оценивается «Глобальным инновационным индексом» — ГИИ. Рейтинг «Глобальный инновационный индекс» (GII) составляет консорциум Корнельского университета (США), Школы бизнеса INSEAD (Франция) и Всемирной организацией интеллектуальной собственности с 2007 года. Итоговый рейтинг GII рассчитывается как среднее значение двух субиндексов:                               — субиндекс ресурсов инноваций  (5 критериев);                                                                                       — субиндекс результатов инноваций (2 критерия).                                                         Схематически итоговый рейтинг GII  состоит из следующих критериев:                                                                            Эффективность «Глобального индекса                                                                                            инноваций» — (среднее значение)

 

Ресурсы инноваций                                                           Результаты инноваций

 

Институты   Человеческий     Инфра-     Развитие    Развитие      Развитие          Развитие

капитал и      структура     рынка        бизнеса      технологий     креативной

наука                                                                     и экономики   деятельности

 

Россия в Мировом рейтинге GII занимает 49 место и 31 место среди 35 европейских государств.

Система изобретательской деятельности от инновационной идеи до реализации продуктов изобретений на рынке потребителей представляет собой следующую структуру:                                                           1. Государственные и региональные структуры мониторинга системы изобретательства (с наличием законодательной базы и подзаконными актами инновационной деятельности).                       2. Система организации и управления обществом  изобретателей и рационализаторов — ВОИР: Федеральная, региональные, муниципальные, промышленных и аграрных предприятий, институтов и университетов.                                                                                                       3. Технопарки, производственные технологические лаборатории, бизнес — инкубаторы, центры трансфера технологий, выставки изобретательской деятельности.                                                                        4. Фонды инвестирования изобретательской деятельности: бюджетные, частные (в т.ч. венчурные), смешанные.                                                                                                                       5. Потребительский рынок.                                                                                                   Организацию  и управление такой сложной системой можно осуществить прежде всего государственными и региональными профильными структурами и органами управления общества изобретателей и рационализаторов – ВОИР с использованием основных принципов рыночной инновационной экономики. В данном случае заслуживают внимания некоторые прогрессивные элементы советской ВОИР, зарекомендовавшей себя должным образом в прошлом веке массовым охватом изобретателей постоянно действующей системой социалистического соревнования и конкурсов в промышленности, агропромышленном комплексе, институтах и университетах, демонстрацией выставок достижений изобретателей          Устаревшая и изжившая себя  общественная система управления обществом изобретателей и рационализаторов – ВОИР требует своего совершенствования. В современных условиях рыночной экономики при большой значимости изобретательского творчества для отечественной экономики необходимо использование современные методы управления.

Изобретатели, независимо от состояния экономики, занимаются изобретательским творчеством во всех сферах экономики и общественной жизни и постоянно имеют проблемы реализации изобретений на потребительский рынок. Изобретательская деятельность в стране требует должного признания государственными и региональными органами, руководителей предприятий, субсидирования необходимых инвестиций, активизации деятельности изобретателей.  Предпринимательский успех изобретателей во многом зависит от активности руководителей ВОИР, знания изобретателями устройства потребительского рынка, законодательной базы. Процесс создания изобретения от инновационной идеи до реализации продукта изобретательства на потребительский рынок представляют собой:

— процесс подготовки заявок на изобретение, экспертиза заявки, получение патента;                   — процесс создания продукта изобретения (модели, опытного и готового образца);                        — процесс согласования и аттестации инновационного продукта с соответствующими региональными и государственными структурами;                                                                              — процесс реализации продукта изобретения на потребительский рынок.

Простейший способ трансфера патентованных изобретений и проектов НИОКР на рынок в зарубежных государствах осуществляется по договорам — лицензионным соглашениям между автором изобретения (проекта) и потребителем инновационного продукта. В данном случае исключается какая – либо бумажная волокита, которая обязательно практикуется в каждом случае отечественными бюрократическими структурами, требующими создания десятков документов согласования, а затем, если предложение будет признано приемлемым, несколько лет необходимо будет представлять десятки трудоемких и сложных отчетов о выполнении проекта. Для изобретателя и индивидуального предпринимателя это огромная, ненужная и ничем не оправданная нагрузка, отвлекающая от практической деятельности.               Открытое и простое взаимодействие зарубежных государств и бизнеса с каждым изобретателем и институтом благоприятствует процессу коммерциализации инноваций и принципиально отличается от сложной бюрократической системы, которая совершенно не применима для современной рыночной экономики.

Другим решением коммерциализации изобретений может быть соглашение изобретателя о праве на отказ (ROFR) для сотрудничества с промышленным партнером, который может финансировать автора с намерениями совершенствования изобретения и его коммерциализации на потребительский рынок.

При наличии крайне пассивного отечественного потребительского рынка инноваций, изобретателям следует знать о потенциальной возможности реализации своих патентованных изобретений в приграничных государствах по каналам внешнеэкономической деятельности регионов. Однако этот вариант довольно слабо изучен, содержит трудности патентования за рубежом, больших финансовых расходов и  сложности маркетинга..

В настоящий период состояние экономики и международное положение России таково, что экономике необходима настоящая инновационная  модернизация, в том числе с учетом имеющегося потенциала изобретательской деятельности – изобретений и проектов НИОКР, для чего государственным, региональным и муниципальным структурам, руководителям предприятий и университетов необходимо уделять приоритетное внимание ВОИР и НИОКР. Инновационные изобретательские продукты и технологии, создаваемые изобретателями и институтами, являются одними из важнейших элементов технико-экономического прогресса. Изобретательская деятельность и коммерциализация изобретений с продуктами НИОКР на основе имеющегося опыта инновационного развития других стран должны стать важной основой в отечественной экономике. В данном случае Советам ВОИР и изобретателям, следует критически проанализировать старые понятия и методы организации деятельности общества изобретателей и рационализаторов и перестроиться на современные рыночные отношения с учетом положительно зарекомендовавших себя прямые взаимоотношения изобретателей и институтов с потребителями современного рынка на основе договоров — лицензионных соглашений, как это делается во всех передовых странах.

Источники информации:

1 Международный журнал «Информационные модели и анализы». «Материализация инноваций в информационно-коммуникационных технологиях в академии через предпринимательство и коммерциализацию». Мартин П. Минчев, Орли Ядид-Пехт. Том 6, номер 1, с. 55…67, 2017.

  1. Сборник материалов Всероссийской конференции изобретателей «Изобретатели России в импортозамещении». Издательство Политехнического университета Петра Великого СПб, 315 с. 2018.
  2. Сайт патентного ведомства США – htth//www.uspto.go

Понравилась статья? Поделись с друзьями!