16:52

Размышления историка о сакральных смыслах «Бессмертного полка»

Отгремело, отшумело на великих русских просторах победное 9 Мая! А моя душа историка и гражданина никак не успокоится. Ловлю себя на мысли о том, что не дает мне покоя многомиллионное шествие «Бессмертного полка» по Москве, да и по всем городам и весям Руси великой. Полагаю, не я один об этом размышляю. Уверен, что этой величественной акцией озабочены еще тысячи специалистов по психологической войне в натовских штабах. Денно и нощно корпят они над разгадкой таинственных смыслов нового русского оружия под названием «Бессмертный полк».
Уже несколько лет я пытаюсь осмыслить это таинственное явление, найти ему сущностное объяснение. В мировой истории подобного не свершалось. В этом шествии, на первый взгляд, наш народ идет вразрез со своими многовековыми традициями, ведь в русском языке даже есть пословица «Мертвых с погостов не носят». Очевидно, что имело место некое потрясение, в результате которого произошел такой «тектонический» сдвиг в традиционном поведении нации.

И тут приходит на память предсказание болгарской прорицательницы Ванги: «Россия снова станет великой державой, когда мертвые восстанут из могил и встанут в один ряд с живыми». Именно это и происходит во время шествия «Бессмертного полка». Вот уже несколько лет подряд в дни празднования священной Великой Победы десять (а то и более) миллионов павших и безвременно ушедших из жизни советских солдат-победителей «встают» рядом с нами, живыми, и в едином строю проходят уже не только по России, но и по другим странам и континентам.
А воплотилась ли в жизнь вторая часть предсказания Ванги? Да, конечно! Россия не только возродилась, как птица Феникс из пепла, но и смело протянула руку помощи русским братьям в Донбассе и Крыму. Не побоявшись угроз и санкций со стороны великих мировых держав, Россия помогла великорусскому Крыму вернуться в родную гавань. Это было сродни чуду! А затем Россия смело встала в Сирии на пути орд новых варваров, теперь уже в обличье исламистских боевиков; и русские воины остановили эти полчища на далеких рубежах от России.
Я все время задаюсь вопросом, какая таинственная сила выводит миллионы людей на эти шествия? Миллионы! И не только в России, но и в США, Франции, Израиле, Канаде, далекой Австралии и даже Украине, где сейчас господствует русофобский дух и бесчинствуют погромщики из числа наследников нацистских прихвостней — Бандеры и Шухевича. Удивляет, насколько сильно желание принять участие в шествии «Бессмертного полка» у людей, которых жизнь «крутит» в повседневных делах или потребительском «хороводе». Их не останавливают никакие хлопоты: они достают из бабушкиных сундуков или домашних антресолей старые альбомы, отбирают дорогие сердцу фотографии, идут в копировальные центры, подолгу обсуждают с дизайнерами, как лучше представить на портрете своего героического предка; платят за это немалые деньги из своей небольшой пенсии, стипендии или зарплаты. Молодые мамочки сами шьют военную форму для своих малышей. А 9 Мая они долго едут на место сбора «Бессмертного полка», ждут своего часа, чтобы влиться в общий поток, а после идут в нескончаемой колонне два-три часа, испытывая чувство гордости. Идут со слезами очистительной радости на глазах!

Надо признать, что акция «Бессмертный полк» — абсолютно новое, еще невиданное в истории страны общественно-политическое и социально-психологическое явление, с огромным положительным энергетическим потенциалом. И в этом феномене необходимо разобраться, чтобы понять истоки явления, причины его возникновения; какую энергию оно рождает и как ее сохранить, чтобы направить на новый модернизационный рывок нашей страны.

После долгих размышлений я пришел к выводу, что в умах нашего многострадального и непокорного народа, болезненно пережившего катастрофу ужасающей гибели своего советского государства, произошло понимание подлости и губительности содеянного в 1991 году. В душах и сердцах миллионов граждан страны появилась неодолимая потребность искупления. Да, искупления! Никто из участников шествия не говорит об этом вслух, но я уверен, что осознание такого смысла придет позже. Именно об этом свидетельствуют и массовость акции, и истовость ее участников. Шествие людей всех возрастов и сословий нашего раздробленного общества означает наступление консенсуса, который, как мощная моральная «скрепа», объединяет нас, делая не толпой, а НАРОДОМ!
Беру на себя смелость сформулировать эти самые сакральные смыслы, которые рождает в наших сердцах шествие «Бессмертного полка». (Оговорюсь, это мои личные соображения и размышления историка с 45-летним стажем).

Во-первых, в нем нашла ВЫХОД, «ПРОРОСЛА» преданная забвению при горбачевско-ельцинском режиме ГОРДОСТЬ нашего народа, униженная издевательствами либеральных «птенцов гнезда чубайсова» над советской жизнью, над уникальным в мировой истории «красным проектом», который успешно осуществили наши великие предки и защитили в смертельной схватке с абсолютным мировым злом XX века — германским нацизмом. Это — ФОРМА всенародного протеста против политики унижения нескольких поколений советских людей; против превращения героической истории, которую творили на глазах изумленного мира наши отцы и деды, в «черную» дыру, куда столкнули ее пришедшие к власти на волне ельцинской контрреволюции манкурты, «иваны, не помнящие своего родства». Этим Шествием миллионы граждан нашей многонациональной страны говорят миру: «Мы не «совки» и не «Верхняя Вольта с ракетами», как нам внушали в годы перестройки советские псевдоинтеллигенты — «шестидесятники» и продажные журналисты из либеральных средств массовой информации, ставшие пособниками разрушителей нашего родного Дома! Мы не «Бангладеш с ядерным арсеналом», как пыталась нас представить миру в конце 1990-х госсекретарь США Мадлен Олбрайт!» Люди в многотысячных колоннах демонстрируют всему миру великие смыслы исторической правды: «Мы — великая страна с великой историей. Мы — великий народ! Наши отцы победили силу, невиданную в истории ни по своему масштабу, ни по своей темной природе. И мы гордимся своим героическими отцами!»
Во-вторых, в шествии «Бессмертного полка», я думаю, нашли свое выражение чувство общности с рядом идущими и исконно присущая нашему народу потребность принадлежать к какой-то общине, коллективу или значимой группе; быть вместе; ощущать плечо одноклассника, однокурсника, односельчанина, земляка, друга, соратника, товарища и т.д., ведь вся история российского государства — это история народной соборности, история русской общинности. Именно это чувство общности помогло нашему народу победить в минувшей войне сильного, жестокого и коварного врага. Именно оно придавало сил ленинградцам, когда во время блокады они шли на работу в цеха, в библиотеки, в госпитали, на эвакопункты, в школы, чтобы вместе переносить ужасы голода, холода и бомбежек. На миру и смерть красна! Чувство общности укреплялось поддержкой всей страны, всех народов СССР. Ленинградцев спасла эта всеобщая поддержка страны, всего советского народа. Они тогда с гордостью говорили: «Мы — ленинградцы!»

В-третьих, это — всенародный ответ на «атомизацию» нашего общества, которую насильно «насадили» в нашу социальную жизнь в последние три десятилетия, когда произошло разделение общества на богатых и бедных, успешных и «лузеров», элиту и простонародье. Во время шествия «Бессмертного полка» рядом идут президент страны и народный артист, губернатор и студент, глава района и ветеран труда. (Замечу, что Президент РФ В.В. Путин идет рядом с любимыми советскими актерами В. Лановым и М. Ножкиным, патриотами-государственниками, которые в лихие постперестроечные годы не изменили своим киногероям.) В колоннах «Бессмертного полка» нас всех уравнивает Победа. Победа, доставшаяся жертвенным подвигом! Одна на всех! Все мы — дети, внуки и правнуки Великой Победы, и нас уравнивает гордость нашим народом-победителем, нашей историей. Это — настоящий Парад победителей, в котором «идут» те, кто завоевал ту Победу, но уже не может пройти сам.
В-четвертых, я думаю, это шествие — невербальный Манифест потомков победителей. Манифест искупительный: люди осознали весь ужас последствий разрушения СССР и всю низость совершенного бывшими правящими элитами предательства и забвения героизма их отцов и матерей. Возможно, участники шествия пока еще не осознали этого разумом, но у них появилась неистребимая потребность души и сердца выразить это участием в акции. Это — манифестация, соединяющая в себе советские элементы и ноябрьской, и первомайской демонстраций, и победного Парада. Вот, что зримо прочитывается в шествии «Бессмертного полка». У меня нет никакого сомнения в том, что это — яркий протест против превращения либералами советской истории в «черную дыру»; против мерзости псевдокультурных явлений (безыдейных фильмов, полных «чернухи»; спектаклей, прославляющих низменные инстинкты); против «душной», вызывающей атмосферы светской жизни и настоящего сумасшествия культурной «элиты», изображающей из себя небожителей. Именно поэтому участники шествия хотят «глотнуть свежего воздуха», войти в атмосферу советских, военного времени, песен — чистых, душевных, оптимистических и жизнеутверждающих, волнующих сердца людей, даже тех, молодых, кто их не слышал в силу младого возраста.
Внимательный наблюдатель не может не заметить и другого глубинного смысла акции «Бессмертный полк» — она превратилась в триумф державно-патриотической идеи и пробуждение спящей советской идентичности. Участники шествия, неся портреты своих отцов и дедов, представителей первого послеоктябрьского поколения, воспитанного в советской стране на коммунистических идеях, впитавших в себя советские смыслы, как бы говорят всем: «Наши отцы и деды выиграли войну, несмотря на все трудности и эксцессы этой войны. Пройдя сквозь трагические истории и драматические эпизоды, они превозмогли все трудности! Они победили!»

Участники «Бессмертного полка» хотят гордиться подвигами и жизнью своих великих предков — это и есть самый главный ответ всем плакальщикам, русофобам и фальсификаторам истории. Потомки солдат-победителей, наследники Великой Победы, свидетельствуют: «Наши великие мертвые победили самого страшного врага человечества, абсолютное мировое ЗЛО!» Они заявляют: «Мы не будем посыпать себе голову пеплом за неудачи, за котлы окружения, за миллионы военнопленных первых месяцев войны. Да, было горестное 22 июня, были горькие неудачи 1941-1942 годов, но в итоге было 9 мая 1945 года — День Великой Победы, который стал вершиной нашей русско-советской истории. Мы счастливы и горды тем, что наши великие предки не струсили, как европейские народы, а встали грудью врагу навстречу. Кровью, потом, слезами, неистовой силой, огромной волей, несметными потерями, невероятным самопожертвованием одолели врага на своей территории, а после загнали нацистского зверя-антихриста в его берлинское логово и вбили там «осиновый кол» в крышку его гроба.
Шествие «Бессмертного полка» — это укор современным управленческим элитам, которые активно проводят ползучую десоветизацию, переименовывают «советские» улицы в «рождественские», «площади Ленина» в «соборные», улицы «имени Октябрьской революции» в улицы имени царей, которые этой революцией были «сброшены». Очевидно, они забыли о своем советском первородстве и пока не видят в этом десятимиллионном шествии предостережения судьбы.
«Бессмертный полк» — это и повод для Запада еще раз задуматься о таинственной русской душе. Думайте, господа, думайте! Хотя их «умом Россию не понять» и нет у них такого «аршина», чтобы ее измерить.

Наши великие предки, сражаясь с ненавистным врагом, свято верили в победу над ним. Они отдали свои жизни за то, чтобы в спасенной ими стране могли мирно и счастливо жить их близкие и далекие потомки. И эта жертва сделала их бессмертными! Человек не обладает личным бессмертием, однако он может стать бессмертным, благодаря вечной памяти потомков. Шествие «Бессмертного полка» родилось в недрах народной души как потребность сохранить вечную память о наших великих предках, погибших за Родину. Наблюдая по телевизионной трансляции нескончаемые реки участников шествия — москвичей и ленинградцев, я говорил себе: «Конечно же, эта память будет вечной, ибо в шествии, держась за руку или сидя на шее у отцов, приняли участие тысячи и тысячи маленьких граждан России, праправнуков солдат-победителей. Они получили неизгладимое впечатление от этой акции и всем сердцем полюбили своих героических предков, на всю жизнь впитали в свои детские впечатлительные души великую радость праздника Победы. Пусть же эти маленькие граждане страны пронесут эту память через весь XXI век и передадут ее тем, кто будет жить в веке XXII».
И последнее. Мне кажется, наши великие мертвые не просто встают в один ряд с нами, они еще и «говорят» с нами! О чем? Не скажу за всех, но точно знаю, что бы я услышал во время шествия от моего отца, храброго солдата той войны, безвременно ушедшего из жизни через пять месяцев после гибели СССР, аккурат перед 9 мая 1992 года. Он беззвучно «говорит» мне с упреком: «Сын, мы оставили вам великую державу! Вы же, убаюканные сладкоголосыми сиренами перестройки — Горбачевым и Ельциным, «сдали» три с половиной века русской истории. Вы позволили уничтожить великое многонациональное государство, за которое наши предки и мы проливали свою кровь. Вы допустили, чтобы 25 миллионов русских остались за границей на положении неграждан. Вы сильно огорчили нас! Но, когда вы вернули Крым, защитили русских братьев в Новороссии, когда вы смело вступили в бой с новыми варварами в Сирии, мы простили вас. Мы встали с вами в один ряд, чтобы поддержать вас. Берегите же Россию»!

Нет сомнения, что «пришествие» к нам наших отцов в День Великой Победы, вызвало настоящий катарсис, очищение сердец десятков миллионов людей у нас в стране и всех тех, кто причастен к нашей истории и к нашей Победе в десятках зарубежных государств.
Шествие «Бессмертного полка» родило в наших сердцах и душах мощную очистительно-искупительную энергию, и нельзя позволить ей «испариться» безвозвратно. Эту энергию надо направить в созидательное русло, поэтому нам надо сказать правительству: «Сегодня мы снова почувствовали себя единым народом, сильным как никогда. Дайте же нам новые созидательные модернизационные проекты и ведите нас к новым победным вершинам!»
Г. Москвин. Май 2018 г.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!