17:26

Детская железная дорога

Есть такая страна на свете — в своих поездах разъезжают дети.

Джанни Родари

 

Малоизвестный экземпляр — Детская железная дорога, официально — Малая Октябрьская детская железная дорога. Идея открыть железную дорогу для детей появилась еще в 1939 году. Впервые ее высказал Адольф Петрович Синявский. Он возглавлял железнодорожную лабораторию Ленинградского дворца пионеров. Его предложение не было рассмотрено сразу, но все же он добился создания эскиза проекта, о котором упоминалось в довоенной газете «Смена». Там было написано, что железная дорога должна начинаться у Загородного проспекта, отправная точка — территория Витебского вокзала. Под вокзал должны были отдать Царский павильон, который был построен в 1903 году для путешествий императора и его семьи в предместья Петербурга. Трасса должна была повторять маршрут царской дороги, сооруженной в 1901 году.

В Петербурге есть две ветки: одна начинается в Озерках — два километра, другая — в Купчино, одиннадцать километров. Мы садились в Купчино. Выход на платформу находится около турникетов для входа в метро — неприметная железная дверь с надписью «Малая Октябрьская детская железная дорога». Еле нашли!.. Пришлось искать информацию в Интернете, поскольку об этой дороге не знает даже работница ж/д кассы, продающая билеты у выхода на платформы в Купчино. Местные жители, к нашему удивлению тоже не в курсе существования у них под боком Детской железной дороги. Прямо платформа 9 и 3/4!

Трудятся здесь в основном дети: водят поезда, работают начальниками станций, проводниками и диспетчерами. В вагонах чисто и уютно, мягкие современные кресла, занавески с цитатами из сказок. А еще — жарко (на улице +30°С) и пахнет дымком от паровоза, как в бане. В дороге стало немного прохладнее — из открытых окон потянуло сквознячком.

В пути проводники рассказывали историю Детской железной дороги. Все встречные «взрослые» поезда приветствовали нас гудками, а наш весело отвечал им. Конечная станция — Царское Село. Здесь нас ждал экскурсовод, который показал депо, диспетчерскую и релейную. Дорога проходит через парк с чудными скамейками из колесных пар. Также здесь можно увидеть забавные скульптуры на газонах. Они сделаны из ненужных деталей. В депо экскурсовод познакомил нас с ключевыми понятиями железной дороги; объяснил, почему вагоны не сходят с рельсов; рассказал, как работают тормоза у поезда; пояснил значение такого термина, как мотрисса. Далее мы увидели, как заправляют старый паровоз. Он похож на огромный самовар. Его накачивают водой из огромного крана и добавляют в топливный отсек дров. В депо скучать не приходится! Его работниками создан музей, где собрано все, что нашли на чердаках. Есть и уникальные экземпляры. Любопытна выставка ретроавтомобилей. История некоторых авто удивляет!

Малая Октябрьская железная — единственный в своем роде центр, который занимается профильной ориентацией школьников Петербурга и пригородов. Обучение длится четыре года. В первый год дети осваивают такие профессии, как проводник вагона, контролер, дежурный стрелочного поста. Во второй приобретают навыки главного кондуктора, путевого обходчика, начальника и бригадира поезда. На третий знакомятся с профессиями дежурного по станции, поездного диспетчера и помощника машиниста тепловоза. В четвертый год обучения овладевают навыками машиниста тепловоза.

Посетите детскую железную дорогу в дни школьных каникул! Думаю, ни вы, ни ваши дети не пожалеете о потраченном времени.

НашаНюша, фото автора

Понравилась статья? Поделись с друзьями!