16:00

Педагогика как призвание

В нашем городе есть немало уважаемых педагогов. Возможно, сами школьники не до конца понимают, с какими «золотыми» людьми их свела жизнь, но позднее в сердцах выпускников остаются только теплые воспоминания о своих учителях. Эта профессия всегда ценилась и почиталась, ведь педагог готов сам непрерывно учиться, получать и транслировать знания, вкладывая их в умы подрастающего поколения.

Но более всего трудностей и забот выпадает на долю человека, объединяющего педагогический коллектив воедино, человека, который одновременно является и учителем, и топ-менеджером образовательного учреждения – это директор.

Долгий путь от пионервожатой до директора прошла Тамара Федоровна Кузина. Ее знают и уважают многие поколения кировчан.

Становление династии

Сама Тамара Федоровна родилась и выросла в поселке Мга. В семье было две дочери: старшая – Тамара и младшая – Галина.

Мать девочек,  Вера Владимировна Крылова,  была родом из Новгородской губернии. Именно с нее началась прекрасная династическая традиция учить детей. Надо отметить, что педагогов в семье действительно было много: мама, дядя, две тети… а в последствии и обе дочери Веры Владимировны – Тамара и Галина — избрали учительскую стезю. Свою трудовую деятельность Вера Владимировна начала перед самой войной учительницей Козловской школы Новгородской области.  В 1948 году она переехала в поселок Мга Ленинградской области. Здесь и родились две прекрасные дочери, которые много переняли и у матери, и у отца.

Мать работала учителем математики в поселковой школе с момента ее основания (1949г.). Она была строгим педагогом и всегда требовала первостепенного выполнения домашней работы –  спуску своим дочерям не давала. Не смотря на «ежовые рукавицы» матери-учительницы, Тамара Федоровна уже с 5 класса знала, что и сама станет учителем, но к своим детям будет не так требовательна.

Отец семейства, Федор Крылов,  за боевую доблесть в военной кампании получил два Ордена Славы и по окончании Великой Отечественной войны участвовал в параде Победы на Красной площади в составе 4-го Украинского фронта. После войны Федор много лет являлся председателем охотничьего хозяйства во Мге. Его службой и призванием было регулирование охотничьей активности: выдача охотничьих билетов, борьба с браконьерством. Маленькая Тамара тогда любила «помогать» отцу выдавать эти самые билеты.

Отец сам был большим любителем зимней охоты. Благодаря охоте в доме всегда была дичь, а однажды отец поймал добычу покрупнее. Тамара Федоровна вспоминает, как отец гордо шел по поселку с рысью за спиной, а со всей окрестности бежали люди посмотреть на удачливого охотника.

Детство в поселке стало для Тамары Федоровны и Галины Федоровны временем игр и забав. На летний период, когда школы были закрыты, дети сами развлекали себя.

«Мы создали свой сводный отряд. Туда вошли дети с окрестных домов, — рассказывает Тамара Федоровна Кузина. – Над нами не было взрослых, мы сами организовывали себя. Я тогда верховодила над всеми. Помню, как каждое утро устраивала для отряда  зарядку и пробежку вокруг дома. А затем занимались, давали небольшие дворовые концерты, готовили спектакли, которые потом показывали местным жителям. Наверно это был мой первый «педагогический» опыт».

Когда в старших классах Тамара Федоровна вступила в Комсомол, её сразу же избрали в комитет Комсомола и дали в ведение Сектор радио и печати. Но первый опыт работы на этом поприще был неудачным. Особой активности в журналистской сфере Тамара Федоровна не проявила, за что по прошествии года «удостоилась» шутливого порицательного стишка в школьной стенгазете. Несмотря на это недоразумение, общественная жизнь, координирование и управление были  немаловажной частью жизни Тамары Федоровны. Ученица показывала высокую успеваемость и прилежность, поэтому не потеряла доверие педагогов и Комсомольской организации.

В 20 лет Тамара Федоровна познакомилась на танцах со своим будущим супругом. Наша героиня рассказывает, что их класс, в отличие от остальных, на танцы как-то не ходит. Педагоги порицали такой стиль поведения и часто повторяли «Либо на танцульки ходить, либо учиться». Но уже после окончания школы подруга уговорила Тамару составить ей компанию и пойти в мгинский клуб. Там-то и состоялась судьбоносная встреча, которая накрепко связала два сердца. Муж Евгений всегда поддерживал начинания супруги, даже когда они подразумевали смену места работы и переезды.

Тяга к педагогике

За плечами Тамары Федоровны 52 лет педагогического стажа. До лета 2018 года Тамара Федоровна Кузина была работающим педагогом, не смотря на то, что 21 августа она отметила 70-летний юбилей. Сегодня свой педагогический путь женщина вспоминает с удовольствием, не обходя стороной трудности, которые ей приходилось преодолевать как учителю и как директору…

После окончания мгинской школы, поступить в педагогический Тамаре Федоровне не удалось. От альтернативы стать юристом она сразу отказалась. Чтобы не терять год, Тамара Федоровна устроилась старшей пионервожатой в Отрадненскую школу (ныне лицей), а училась на вечернем отделении. Руководители пионерских отрядов были полноправными членами педагогического коллектива школ, поэтому с этого момента и пошел отсчет стажа Тамары Федоровны.

Деятельность кипела: со своими пионерами собирались на линейки, устраивали шествия и парады, ездили на Дворцовую площадь в Ленинград на торжественные мероприятия, закладывали капсулу с посланием для потомков, регулярно ездили на сборы в пионерские лагеря.

Не прекращая работы в пионерской организации, Тамара Федоровна родила дочь Светлану, окончила учебу и получила специальность учителя истории.

Во время работы в Отрадном Тамара Федоровна регулярно подменяла школьных учителей – преподавала литературу, русский язык и историю. Затем перешла во Мгинскую школу, правда тоже на должность пионервожатой.

Семь прекрасных ярких лет женщина проработала вожатой. За свой каждодневный труд и успехи Тамара Федоровна получила от Центрального Комитета Комсомола значок «Лучший вожатый», такой части удостоились всего двое пионервожатых в районе.

Ещё одну семилетку Тамара Федоровна Кузина проработала завучем по воспитательной работе во Мге, а затем пришла пора подняться еще на одну ступень карьерной лестницы. Семья перебралась в поселок Приладожский, где Тамара Федоровна в 33 года стала директором Синявинской школы (финансировалась за счет птицефабрики). Школа была в запустении:  первые этажи ветхого здания отдали под детский сад, в актовом зале – клуб и местный кинотеатр, а ученические помещения требовали капитального ремонта. Летом на базе школы существовал лагерь трудных подростков, что не добавило зданию лоска. Половина туалетов не работало, раздевалки были завалены досками, и даже стены школы требовали срочной покраски…

Чтобы привести школу в приличный вид новому директору пришлось действительно сотворить чудо. Требовалось буквально все- новые столы, стеллажи, краску для стен, оборудование кабинетов. Благодаря своей настойчивости и обстоятельному подходу, Тамара Федоровна 1 сентября открыла школу уже обновленной, но и в последующие годы не переставала улучшать как внешний вид школы, так и ее внутреннее содержание. Педагогический коллектив школы тоже пришлось добирать. Завучем стала преподаватель физики Вера Васильевна Бондаренко, с которой в последствие Тамара Федоровна проработала много лет.

Под руководством Тамары Федоровны Кузиной единственная школа в поселке стала расцветать в масштабах района. И даже 2 раза получила переходящее Знамя лучшей школы в социалистическом соревновании.

Кировский период

После 5 лет работы в Приладожском, жизненный пусть привел Тамару Кузину в директорское кресло новой, только что построенной заводом «Ладога» школы №2 в городе Кировске. Дочь Светлана к тому времени была старшеклассницей и поддержала стремление матери перейти работать в Кировск.

15 лет Т.Ф.Кузина возглавляла Кировскую среднюю школу № 2. Тамара Фёдоровна превратила учреждение в настоящую кладовую знаний. В то время вторая школа являлась одним из самых престижных образовательных учреждений района.
Итогом её профессиональной деятельности можно считать создание первой в районе профильной школы — Кировской экономической гимназии, которая победила в областном конкурсе «Школа года-2000».

Изначально гимназические классы были созданы на 3 этаже КСОШ № 2, а затем выделились в отдельное учебное заведение, занявшее задние бывшей 8-летней школы. Тамара Федоровна рассказывает, что школу перестраивали по ее наброскам. Здесь появился широкий предбанник, ведущий в две раздевалки по обеим сторонам здания, новое крыльцо.

Сюда перебралась большая часть педагогического коллектива школы №2, а в ведении директора оказались сразу две школы – младшая гимназия на ул.Кирова и старшая – на ул.Горького. Муж Тамары Федоровны тогда шутил, что супруга стала директором двух школ при одной зарплате.

А деятельность предстояла кипучая. Созданный с нуля коллектив гимназии сплачивался, а вот педагогический коллектив прогимназии воспринял нового директора с некоторой настороженностью. Однако Тамара Кузина сумела заинтересовать учителей, включить их в методическую работу, привнесла даже некоторые соревновательные моменты в работу, организовывала открытые уроки и обмен опытом с образовательными учреждениями других районов.

Так постепенно и планомерно гимназия превратилась в элитное образовательное учреждение, которое гордится своими учителями и учениками.

8 мая 2001 года гимназии было присвоено имя Героя Советского Союза Султана Биржановича Баймагамбетова. С этого момента начался долгий, на данный момент 15-летний опыт международного сотрудничества России и Казахстана.

Летом 2002 года в рамках дней культуры Казахстана в Москве и Санкт-Петербурге казахстанская делегация побывала в Кировске, в окрестностях, где похоронен Герой Советского Союза С.Б.Баймагамбетова. В составе делегации была сестра героя Зейнеп-апа. В последствие ученики кировской гимназии и педагоги не раз отправлялись в далекий Казахстан, чтобы посетить школу-побратим в селе Аулиеколь. Совместно создавались проекты и международные межнациональные образовательные программы и конференции, где каждый вносил свою лепту в объединение двух братских народов.

Тамара Федоровна Кузина занимала пост директора гимназии на протяжении 12 лет. Она отличник народного образования, лауреат конкурса «Директор школы России 2007», в 2006 году занесена в президентскую энциклопедию «Одаренные дети — будущее России». Она стала победителем районного конкурса «20 женщин 20 века» в номинации «Женщина — управленец».  Педагогический стаж ее работы в целом — 52 года.

Сестра Галина тоже выбрала педагогическую стезю. Галина Федоровна Якубовская имела 38 лет педагогического стажа, много лет проработала в Кировской гимназии заместителем директора по воспитательной работе, была награждена знаком «Почетный работник народного образования». Галина Федоровна  в 2006 году также была занесена в энциклопедию «Одаренные дети — будущее России». Ее отличительными чертами были — творческое отношение к труду, способность генерировать идеи,  самосовершенствоваться и заниматься самообразованием.

Дочь Тамары Федоровна – Светлана Евгеньевна Сердюк пошла по стопам матери и стала преподавать, однако специальность выбрала продвинутую – экономика. Долгое время все трое – мать, сестра и дочь – работали в гимназии рука об руку.

В 58 лет у Тамары Федоровны обнаружили проблемы с сердцем. В трудную минуту коллектив гимназии сплотился и, как мог, поддерживал своего руководителя с помощью вдохновляющих писем, коллективных фотоснимков и других «весточек» из родной гимназии. Эти искренние проявления дружбы и заботы навсегда остались в памяти Тамары Федоровны Кузиной, также как и теплые отношения с педагогическим коллективом. По состоянию здоровья директор гимназии была вынуждена покинуть свой пост.  Несмотря на принятое решение, Т.Ф.Кузина нашла в себе силы не оставить педагогику.

«Я не работала 15 дней сентября, — делится Тамара Федоровна. —  Затем раздался звонок – на проводе Наталья Ивановна Яковлева, заместитель директора детско-юношеской спортивной школы. Она попросила меня помочь им, когда спортшколе нужен был историк.  Ну, я и согласилась. Сначала работала, как в малокомплектной школе, когда на одном уроке сидит несколько разных классов. Затем уже дети делились на классы. За время работы мы выпустили несколько поколений гимнасток. Итак, я 8 лет проработала со спортсменами. Каждое лето я забирала свою трудовую книжку, планировала оставить преподавательскую деятельность, но затем снова возвращалась».

Кроме того, Тамара Федоровна последние несколько лет преподавала в КСОШ №1 и КСОШ №2. Так что уход из гимназии совсем не означал уход из педагогики. Но теперь в 2018 году Т.Ф.Кузина все — таки собирается уйти в свободное плавание.

Сейчас Тамара Федоровна с удовольствием рассказывает, как съездила с семьей в отпуск и как готовится к следующему своему путешествию. Кажется, что на заморском берегу отдыхают одни учителя, ведь даже там, на отдыхе, учителю по призванию удается поделиться опытом, узнать новинки педагогических практик и устройства образовательных учреждений в других регионах.

21 августа Тамаре Федоровне Кузиной исполнилось 70 лет, и мы с удовольствием хотим поздравить ее с этой круглой датой. Все педагоги, с которыми ей довелось работать, все ученики и родительские коллективы единодушно признаются, что Тамара Федоровна – педагог и организатор от Бога. Благодаря ее старанию образование в Кировском районе вышло на новый уровень, а главное – она смогла привить своим школьникам любовь к учебе, чувство единства и даже братства.  Спасибо вам за все ваши начинания и веру в людей.

Леля Таратынова

 

Учителями славится Россия

Много замечательных династий прославили Россию. Крепость семьи переплелась здесь с талантом в профессии. Преданность делу перешла от старших поколений к последующим, и творчество расцвело новыми красками, принесло достойные плоды. В этом ряду учительские династии всегда были на особом счету. Общий педагогический стаж династии Крыловых (мама) – Кузиных – Якубовских (сестра) – Сердюк (дочь) — 159 лет. Генерировать человеческие души, формировать важнейший жизненный багаж юному поколению – что может быть ценнее этого?

Под руководством Тамары Федоровны я проработала около 20 лет. Приятно было вести с ней беседы на исторические темы, ее все волновало, вызывало глубокий интерес.  Тамара Федоровна уважительно относилась к молодым коллегам, тактично помогала в преодолении трудностей. Лично мне показывала интересные методики преподавания, щедро делилась накопленным опытом, дарила ценные книги по истории. Она умела терпеливо выслушать, старалась разобраться в ситуации так, чтобы не обидеть человека, не отбить желание работать. Запомнились выездные педсоветы в лучшие школы и гимназии области, КВН и «Веселые старты» учителей со школьниками, итоговые поездки учителей в конце учебного года и другое… В День юбилея желаю Тамаре Федоровне крепкого здоровья и новых увлекательных путешествий по миру, который она не устает активно познавать. Ее профессию успешно продолжила дочь Светлана Евгеньевна  Сердюк, которая работает в Кировской гимназии учителем экономики и  педагогический стаж которой 27 лет. Она — победитель  районного и лауреат областного конкурса «Учитель года — 1997»,  победитель  конкурса лучших учителей в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» (2008 год), победитель районного конкурса «Классный, самый классный». Кстати, у Светланы подрастает дочь Соня с хорошими задатками организатора, целеустремленная и любознательная, вполне способная продолжить славную династию.

Афанасьева Г.В., учитель истории МБОУ «Кировская гимназия»

С чего начинается школа?

И вы не ошибетесь, если скажите с директора! Именно директор подобен режиссёру, который создаёт спектакль, хотя сам не всегда появляется на сцене. Его роль всегда  более творческая, чем административная. Его уверенность в успехе заряжает оптимизмом, заставляет поверить в свои силы. Именно с таким директором нам посчастливилось работать многие годы Тамарой Федоровной Кузиной Это имя известно многим людям нашего города. И связано оно сначала с Кировской средней школой №2, а потом и с Кировской гимназией, которую она вместе со своей сестрой, завучем по инновационной работе, создала в  1993 году. В новое здание гимназия переехала в 1998 году.

Тамара Федоровна проработала в качестве директора 30 лет. Что значат для руководителя школы эти годы? Это постоянная и целенаправленная работа по воспитанию детей, совершенствованию и формированию образовательного пространства. Работая директором, Тамара Федоровна проявила свое мастерство и лучшие качества администратора, что позволило педагогическому коллективу вырасти в дружную и сплочённую команду, способную решать любые образовательные вопросы на территории творчества – гимназии! Прекрасные организаторские способности, знание психологии людей позволяли увлечь педагогический коллектив общим делом. Мы — учителя вместе с Тамарой Федоровной всегда были на передовой педагогических открытий. Все самые новые образовательные технологии воплощались в жизнь, обеспечивая успешность наших выпускников.

Разумная требовательность, профессионализм, естественная простота души – отличительная особенность Тамары Фёдоровны. Её коммуникабельность умение общаться, дружелюбие вызывают искреннее восхищение у тех, с кем ей пришлось работать. Она обладает каким-то неугасимым моральным импульсом, понимая, сколько душевных сил затрачивают её учителя в течение учебного года, Тамара Фёдоровна на протяжении 15 лет в июне месяце, после окончания экзаменов и летнего лагеря, организовывала поездки по историческим местам Ленинградской области. Это были незабываемые совместные путешествия, которые приносили столько ярких впечатлений, расширяя наш кругозор, наполняя наши сердца духом созидания и творчества.

Сама человек духовный, Тамара Фёдоровна одарила духовным богатством и открытостью души всех, кто был с ней рядом. Говорить об этом человеке можно бесконечно, а мы Ваши коллеги, хотим сказать, что Вас любим, помним наше сотворчество, ваши добрые дела, чтим традиции, сформированные Вами. За всё это мы благодарны Вам безмерно. С юбилеем. Здоровья Вам Тамара Фёдоровна, добра, счастья всем вашим родным.

 

Педагогический коллектив Кировской гимназии

Понравилась статья? Поделись с друзьями!