14:57

Продолжаем обсуждать устав города

Сегодня я продолжу обсуждение устава города.

Что такое устав муниципального образования? Это, прежде всего, правила взаимоотношений населения и местной власти, где должны быть отражены все важные моменты, на которых строятся основы выборных мероприятий, референдума, правотворческой инициативы граждан и отзыва народных избранников. При такой важности этого главного документа удивительно было слышать, что к первому слушанию с момента опубликования проекта устава от граждан не поступило ни замечаний, ни предложений. Видимо, местной власти не удалось возбудить интерес народа…

Итак, как должен выглядеть устав города?

Во-первых, все пункты этого документа должны быть внятными и не допускать двойного толкования.

Во-вторых, нормы, которые отсылают к иным правовым актам, должны быть сведены к минимуму. Авторы подобных документов нередко злоупотребляют такими отсылками, чтобы не переписывать отдельные пункты, опирающиеся на федеральные законы, которые меняются чуть ли не каждый день. (Вспомните хотя бы закон «Об энергосбережении», которые претерпел около семидесяти изменений только за первые пять лет!) Можно, конечно, вообще все описать одним предложением, что, мол, все мероприятия, определяемые уставом города, исполняются в соответствии с федеральными и региональными законами. Но мы же хотим конкретики!

В-третьих, в уставе должен соблюдаться баланс интересов жителей и власти. Положения устава не должны сковывать излишними требованиями и согласованиями представителей исполнительной власти при осуществлении ими их обязанностей, а жители должны иметь возможность влиять на действия властей, если создается впечатление, что власть недорабатывает или вообще принимает решения, которые не отвечают интересам жителей. Другими словами устав должен быть живым.

Что же мы видим на данный момент? Текст устава муниципального образования построен по такому же принципу, как и федеральный закон «О местном самоуправлении». Именно поэтому многие пункты закона без изменений перекочевывают в уставы городов и поселений. Федеральный и областной законы определяют рамки, в пределах которых муниципалитет должен самостоятельно уточнить численность той или иной группы, которая может инициировать референдум, предложение или отзыв выборного лица, однако разработчики зачастую не видят необходимости в уточнении таких пунктов, оставляя жителей гадать, сколько и чего там должно быть.

Вот, например, статья 9 «Местный референдум» в новой редакции устава гласит, что «условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, указанных в пункте 2 настоящей статьи, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом Ленинградской области и не может превышать пяти процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом». Сразу возникает вопрос, а сколько? Может и двух человек хватит, раз так трактует устав? А ведь пункт о референдуме особенно важен для жителей, так решение, принятое прямым голосованием, подлежит обязательному исполнению на территории поселения и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления муниципального образования!

Непонятно, почему в статье 10 «О муниципальных выборах» численность избирательной комиссии увеличена с девяти до десяти человек, а из статьи 14 «Публичные слушания» изъят важный пункт 3 старого устава, который гласил, что «для реализации инициативы населения о проведении публичных слушаний создается инициативная группа граждан численностью не менее десяти человек».

Эти и прочие неясности всегда будут вызывать дополнительные вопросы, и на них придется ответить 14 ноября на вторых публичных слушаниях.

 

А.Балахнин

Напомним, что 22 октября в 17.00 в помещении №30 культурного центра Фортуна состоялось первое обсуждение главного документа г. Отрадное.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!