14:53

До чего техника дошла!

15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. В этом году он пройдет под девизом «Цифровой мир: надежные смарт-устройства».

 

Умные технологии

Понятие «смарт-устройства» прочно закрепилось в нашем словаре: смарт-телевидение, смартфон, смарт-часы… В переводе с английского smart означает «умный», «быстрый», «сообразительный».

«Умные» гаджеты представляют собой электронные устройства, связанные с другими устройствами или сетями с помощью различных беспроводных протоколов, таких как Bluetooth, NFC, Wi-Fi и т.д. Они могут работать в интерактивном режиме и автономно.

Таким образом, общим для всех устройств, названия которых мы произносим с добавлением слова «смарт», является обилие выполняемых функций и возможность их расширения за счет установки новых приложений. Такая возможность обусловлена тем, что устройства работают под контролем мобильных операционных систем.

Наиболее популярные потребительские смарт-устройства — это смартфоны, игровые приставки, смарт-телевизоры, приборы слежения за состоянием здоровья (трекеры), игрушки и подключенные автомобили. Смарт-устройство может подключаться, совмещаться и взаимодействовать со своим пользователем и другими устройствами.

Смарт-устройства связаны друг с другом и с сетью Интернет посредством различных коммуникативных связей. Эти устройства способны осуществлять сбор и анализ данных пользователя и их передачу другому подсоединенному устройству по сети. Эта глобальная сеть смарт-устройств также известна как технология «Интернет вещей».

 

Электронные помощники

Смартфоны — одни из самых популярных «умных» гаджетов, так как позволяют переписываться и осуществлять звонки, способны отслеживать действия пользователя, локацию (местоположение) и даже пульс. Кроме того, они могут выступать в качестве основного центра коммуникации, соединяющего пользователя с другими смарт-устройствами, например, принтером, динамиками, домашней системой безопасности или трекером здоровья.

Довольно популярны домашние смарт-системы безопасности и смарт-мониторы слежения за состоянием здоровья. Например, фитнес-трекеры отслеживают уровень физической активности и характер сна, помогая пользователям достичь лучшего понимания состояния их здоровья. Смарт-системы безопасности оснащены беспроводными веб-камерами, замками и датчиками движения. В случае необходимости эти системы могут посылать сигнал тревоги владельцу дома на его смартфон.

Постоянно увеличивается количество смарт-устройств, которые предлагают индивидуальные решения для людей с ограниченными возможностями. Например, смарт-часы для людей с проблемами зрения, которые вибрируют при получении письма на электронную почту и затем переводят его содержание в шрифт Брайля на экране. Смарт-лампочки, подключенные к дверному звонку или телефону, предупреждают людей с проблемами слуха, когда звонит телефон или кто-либо находится у дверей.

По мере того, как всё больше людей подключается к Интернету во всех уголках планеты, смарт-устройства становятся повседневной реальностью для потребителей, что знаменует коренное изменение процесса взаимодействия людей с «умной» электроникой, гаджетами и продвинутыми услугами.

Цифровые технологии уже третий год подряд формируют тематику Всемирного дня защиты прав потребителей. Главным трендом роста потребительского рынка становится цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и активное использование новых технологий распознавания лиц и отпечатков пальцев, геолокационных и облачных сервисов, связанных между собой цифровых продуктов и смарт-устройств, виртуальных помощников, обладающих искусственным интеллектом.

Смарт-устройства предлагают потребителям гарантированный комфорт, результативность и персонализированный сервис. Потребители используют смартфоны для выполнения таких важных задач, как осуществление платежей, отправка и получение денежных переводов, связь, доступ к заработной плате и т.д. Это означает, что обеспечение доступности, безопасности и защищенности телефонов, подключенных к сети Интернет, особенно важно для потребителей, которые полагаются на их безопасность и надежность в предоставлении этих основных услуг.

 

Будьте осторожны!

Появление «умных» технологий расширяет возможности потребителей, однако существуют некоторые серьезные причины для беспокойства: сетевая уязвимость или утечка информации. Бывает, нарушается конфиденциальность личных данных, люди не знают о возможных рисках и о том, кто несет ответственность при возникновении убытков.

Значительный риск для конфиденциальности данных возникает из-за того, что устройства могут (и действительно для этого предназначены) обмениваться данными друг с другом и автономно передавать эти сведения третьим сторонам. Объекты в подключенной системе могут собирать данные или информацию, которые безвредны сами по себе, но которые при сопоставлении и анализе с другой информацией могут выявить достаточно точные знания о человеке, что приводит к повышению отслеживаемости пользователей и профилирования. Помимо нарушения работы сети и обслуживания незащищенные смарт-устройства также ставят под прямую угрозу безопасность потребителя.

Сегодня цифровые технологии изменили характер многих услуг и продуктов, так как встроенное программное обеспечение содержится во всё возрастающем количестве потребительских товаров. В этой связи является закономерным то, что в Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года поставлены цели, задачи и принципы государственной политики в области защиты прав потребителей исходя из тех рисков, которые несет в себе стремительно меняющийся мир, в частности через актуализацию и систематизацию потребительского законодательства, как одного из ключевых направлений работы на ближайшую перспективу. Важно, чтобы потребители обладали набором базовых, неснижаемых прав, независимо от того, касается это приобретения товаров и услуг офлайн или онлайн. Тем более что по мере глобального развития сегмента электронной коммерции и вовлечения в нее всё большего числа активных пользователей сети «Интернет» потребуется не только изменение законодательства, но и реализация иных мер, которые обеспечат потребителям достаточный уровень защиты, комфорта и безопасности при совершении дистанционных покупок.

Всемирный день защиты прав потребителей — хороший повод еще раз обратить внимание на то, что прогресс цифровых технологий должен учитывать не только разносторонние интересы потребителей, но и их право на качество и безопасность «умной» электроники, а также право знать, как собирается, обрабатывается и используется их личная информация.

 

Не торопитесь с выбором!

В магазинах появляется всё больше и больше разных моделей смарт-устройств. Однако они имеют много функциональных отличий, на которые нужно обращать внимание при выборе. Также при покупке следует смотреть на внешний вид устройства, наличие нужных разъемов, будет ли устройство работать с вашим смартфоном. Когда товар уже выбран, необходимо внимательно его осмотреть, проверить работу и комплектность. В наличии должны быть правила эксплуатации и гарантийный талон на русском языке.

Приобретать смарт-устройства лучше в хорошо зарекомендовавших себя крупных магазинах. Перед покупкой требуйте от продавца предоставления вам необходимой и достоверной информации о товаре, а после покупки — кассовый чек.

Смарт-устройства являются технически сложными товарами. Поэтому вернуть их в магазин можно, только если при эксплуатации были выявлены какие-то недостатки либо при покупке не была предоставлена необходимая и достоверная информация о товаре. Если же смарт-устройство не подошло по форме, размеру, комплектации или другим параметрам, то такой товар возврату или обмену не подлежит.

Если недостатки выявились в течение 15 дней со дня передачи смарт-устройства потребителю, то он вправе отказаться от ремонта товара и обратиться к продавцу с требованием о возврате денег либо замене устройства. При этом неважно, какой именно недостаток был обнаружен.

Если же недостаток выявился по истечении 15 дней с момента покупки, то потребитель вправе потребовать гарантийного ремонта. Однако законом предусмотрены случаи, когда по истечении 15 дней потребитель может потребовать возврата денег или замены товара:

  • обнаружен существенный недостаток товара;
  • нарушены сроки ремонта (более 45 дней);
  • невозможно использовать товар в совокупности более чем 30 дней в течение каждого года гарантийного срока из-за неоднократного устранения его различных недостатков.

При сдаче товара на гарантийный ремонт срок действия гарантии продляется на тот период времени, в течение которого товар находился на ремонте.

Таким образом, если технически сложный товар оказался некачественным, рекомендуем обратиться к продавцу с одним из вышеуказанных требований. При отказе продавца от удовлетворения требований в добровольном порядке вы вправе обратиться за судебной защитой своих прав.

Лариса Старенченко, и.о. главного врача

Понравилась статья? Поделись с друзьями!