Интервью

Роспотребнадзор, как мы его знаем и не знаем

Так уж сложилось, что Роспотребнадзором «пугают» недобросовестных продавцов, хотя это далеко не единственная забота ведомства.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, или Роспотребнадзор, — это ведомство с разветвленной структурой. В Кировске существует свой территориальный отдел, который владеет информацией по всему Кировскому району и осуществляет контрольно-надзорную деятельность за исполнением обязательных требований санитарного законодательства и законодательства РФ в области потребительского рынка.

Мы подготовили для наших читателей развернутое интервью с начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кировском районе, главным государственным санитарным врачом по Кировскому району Ленинградской области Натальей Ивановной Щебитуновой.

 

Наталья Ивановна, расскажите, чем все-таки ведает Роспотребнадзор. Наверняка мы всего не знаем.

— Роспотребнадзор осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области потребительского рынка на территории Кировского района. Это обширная деятельность, которая включает в себя множество аспектов: предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, профилактику инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения. Мы проводим огромную работу по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в части иммунизации населения и борьбе с ВИЧ-инфекцией, профилактике инфекционной заболеваемости населения, по обеспечению летнего отдыха детей и подростков, подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, организации питания школьников, охране труда работающих, улучшению организации и качества питьевого водоснабжения населения, а также и другим вопросам санэпидблагополучия и защиты прав потребителей.

Деятельность действительно обширная! Расскажите вкратце о таком малоизвестном широкой аудитории направлении вашей работы, как охрана труда работающих.

— Роспотребнадзор осуществляет контроль за условиями труда, то есть отслеживает совокупность факторов трудового процесса и рабочей среды, в которой человек осуществляется свою деятельность. Наверняка вы слышали фразу «профессиональные заболевания». Они как раз и возникают из-за воздействия вредных и опасных условий труда. Вредными факторами могут быть, например, температура, влажность, электромагнитные поля, производственный шум, химические вещества, микроорганизмы или факторы трудового процесса. Это далеко не весь перечень, который необходимо контролировать юрлицам и ИП в своих офисах и на производстве. Есть еще и опасные факторы рабочей среды, которые могут повлечь резкое ухудшение здоровья и смерть.

Если кратко, то специалисты Роспотребнадзора при проверках оценивают соответствие условий труда гигиеническим нормативам. Это уровни вредных факторов рабочей среды, которые при стандартном восьмичасовом рабочем дне в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний у работника или впоследствии у его детей.

Какие предприятия проверяете?

— Любые. Плановые проверки проводятся в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, включенных в Единый реестр проверок. Сформированный план ежегодно до 31 декабря размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры. Плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года. Исключение составляют предприятия и организации, которые занимаются здравоохранением, социальной сферой, ресурсоснабжением и т.д. — они могут проверяться два и более раз в год. Правда, Правительство РФ может инициировать дополнительные плановые проверки. Особенно тщательный контроль необходим на предприятиях по производству пищевых продуктов (птицефабриках, мясопереработках, производствах соусов и кетчупов и др.), на предприятиях судостроительной промышленности (предприятия промплощадки «Пелла», Невском судостроительном заводе).

А как насчет внеплановых проверок?

— Оснований для проведения внеплановой проверки очень много, например, нарушение прав потребителя, неисполнение предписаний Роспотребнадзора, причинение вреда жизни и здоровью граждан или окружающей среде и т.д. Наибольшее количество внеплановых проверок в рамках контрольно-надзорной деятельности осуществляется нашим территориальным отделом по приказам Роспотребнадзора (Москва), изданным по поручениям Президента и Правительства Российской Федерации. Таких приказов бывает порядка двадцати за год. Например, о проведении проверок организаций торговли и общественного питания в целях выявления случаев реализации мясной продукции (мяса свиней) без документов, подтверждающих качество и безопасность; алкогольной и спиртосодержащей продукции, оборота меховых изделий, биологически-активных добавок, организации культурно-массовых мероприятий, в частности ёлок…

Как раз сезонная тема! О каких ёлках вы говорите?

— Я имею в виду проверки организаторов культурно-массовых мероприятий для детей в преддверии Нового года. Особенно тщательно собирается и анализируется вся информация, если это касается выезда организованных групп детей за пределы района, например, на Кремлевскую ёлку в Москву или на Губернаторскую ёлку в Санкт-Петербург. Проверкам подвергаются практически все дошкольные образовательные учреждения и дома культуры, предприятия торговли и общественного питания, если они задействованы в данных мероприятиях. Мы смотрим, как организовано мероприятие, соблюдаются ли все санитарные нормы и правила. По возможности проводим лабораторные исследования сладких подарков и оцениваем сопроводительные документы, подтверждающие их качество и безопасность.

Сладкие подарки должны быть какими-то особенными?

— Безопасными для детей. Магазины оптовой и розничной торговли пестрят готовыми сладкими наборами. Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области рекомендует приобретать новогодние подарки в сетевых магазинах, супермаркетах и на официальных рынках. В первую очередь потребителю необходимо внимательно ознакомиться с внутренним содержанием подарка, к которому должен прилагаться список (вкладыш) с указанием наименования подарка, наименования и количества конфет (поштучно), фабрики-изготовителя. Если внутри подарка вместе с кондитерскими изделиями находится игрушка, она должна иметь упаковку, предназначенную для контакта с пищевыми продуктами, и маркировку. При выборе подарка предпочтение стоит отдавать тем кондитерским изделиям, в составе которых содержится минимум пищевых добавок, консервантов, гомогенизированных жиров и масел, и избегать конфет, содержащих в своем составе арахис, ядро абрикосовой косточки, алкоголь, натуральный кофе. Если сладкий новогодний подарок оказался некачественным, он подлежит возврату или обмену.

Это мы уже плавно перешли к теме защиты прав потребителей. Как часто отдельные граждане обращаются в Роспотребнадзор, заявляя о нарушении их прав?

— Достаточно часто. В течение года к нам поступает порядка 200-300 обращений. Люди направляют письменные заявления, приходят на личный прием — мы всегда открыты для общения. Чаще всего в территориальный отдел Роспотребнадзора обращаются в связи с проблемами ЖКХ (качеством водоснабжения), на втором месте — обращения, касающиеся содержания жилых домов (уборки лестничных клеток, содержания подвальных помещений, обработки от блох и крыс). Часто обращаются садоводы с жалобами на соседей: на содержание животных, высокие заборы, канализационные сбросы. Также граждане пишут в Роспотребнадзор по поводу качества пищевых продуктов в магазинах розничной торговли, возврата непродовольственных товаров. Мы, к сожалению, не оказываем юридическую помощь — в нашем штате фактически нет юристов. Однако мы консультируем потребителей, подсказываем алгоритм действий и помогаем составить претензию или исковое заявление, если гражданин решает обратиться в суд.

Многие ли решаются на судебные разбирательства?

— Да, многие. Нередко граждане просто не знают своих прав. Так, например, «срок годности» обуви — два года, нам же дают в магазине гарантию на месяц с начала сезона. А вообще обувь с заводским браком меняют в течение двух лет. К такому браку можно отнести, например, треснувшую подошву. При рассмотрении вопроса о возврате товара из-за обнаруженных недостатков требуется проведение экспертизы, которая помогает установить характер выявленных недостатков. Результаты экспертизы потребитель вправе оспаривать самостоятельно, проведя независимую экспертизу товара. При условии, что права потребителя действительно нарушены и есть доказательства, суд можно выиграть. Другое дело — стоит ли игра свеч. В случае победы вам, конечно, возместят стоимость товара, судебные издержки, проведение экспертизы (если делали), но рассчитывать на огромную компенсацию морального ущерба, если вы судитесь из-за тысячи рублей, конечно, не стоит.

Что нужно знать, если гражданин пойдет на принцип и захочет обратиться в суд?

— Все решается в рамках закона. Необходимо подготовить исковое заявление и направить его в суд. В нем требуется указать наименование судебного органа; данные об истце и ответчике; суть нарушения прав и законных интересов заявителя и его ходатайства; основания для предъявления требований и доказательства, которые подтверждают эти основания; сведения о досудебных разбирательствах; перечень прилагаемых к исковому заявлению документов, их копии. Потребитель для защиты своих прав может предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора. В соответствии со статьей 89 ГПК РФ, а также пунктом 3 статьи 17 закона, при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.

Наверняка в Роспотребнадзор часто поступают все эти документы. Как вы разбираетесь с такими заявлениями на возврат средств?

— Такие вопросы должны решаться между продавцом и покупателем. Органы Роспотребнадзора не вправе обязать продавца выполнить те или иные обязательства материального характера. Такие вопросы решаются в судебном порядке и в связи с тем, что претензия носит имущественный характер, и в случае неудовлетворения претензии в добровольном порядке, споры могут быть разрешены только в судебном порядке.

Нужно понимать, что потребитель первоначально письменно с заявлением обращается к продавцу за защитой своих нарушенных прав. Вероятно, до суда и не дойдет. Прежде всего следует ознакомиться с пунктом 1 статьи 25 закона №2300-1 «О защите прав потребителей», где отражено право потребителя на обмен товара. Здесь описаны случаи, когда вы можете вернуть товар надлежащего или ненадлежащего качества. Вы имеет право вернуть некачественный товар продавцу и потребовать возврата уплаченных за бракованный товар денег в течение гарантийного срока или срока годности.

А если недобросовестная организация отказывается принять заявление, как тогда «добыть» доказательства, что потребитель обращался к продавцу?

— Если продавец отказывается принимать заявление или претензию, то заявление в адрес продавца отправляется по почте заказным письмом с уведомлением. Также вы можете воспользоваться книгой жалоб и предложений, которая обязана быть в уголке потребителя. По закону владелец магазина обязан реагировать на заявления и отвечать на них (вписывать в книгу) в тридцатидневнй срок. Этот стенд, хочу заметить, должен также включать в себя перечень обязательной информации о магазине, будь то ИП или юридическое лицо. Здесь должны быть и контактные телефоны, в том числе телефон территориального отдела Роспотребнадзора. Во время проверок мы обращаем внимание на то, как ведется жалобная книга.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара потребитель вправе самостоятельно провести независимую экспертизу товара (обратившись в независимую экспертную организацию), а затем с заключением уже обращаться в суд за защитой своих прав.

Как следует действовать, если человек столкнулся с некачественными продовольственными продуктами?

— Здесь немного другая система. Товар с истекшим сроком годности вам должны заменить в любом случае. В «Пятёрочках», например, вы просто подходите к кассиру или администратору с товаром и чеком, и вам без проблем меняют товар, да еще и накажут сотрудников, которые допустили такую халатность. Контроль за сроками годности продукции лежит на объекте торговли, и штрафы тут немаленькие. Если вы регулярно сталкиваетесь с «просрочкой» в каком-то магазине, то можете обратиться в Роспотребнадзор с заявлением. При необходимости и наличии достаточных оснований проводятся внеплановые проверки. Но, заметьте, законом четко определен срок рассмотрения любого обращения — тридцать дней. А перед проверкой мы обязаны уведомить юридическое лицо или индивидуального предпринимателя о том, что будет проводиться проверка. Перед нашим приходом продавец, конечно, постарается навести порядок в своем магазине, что, в общем, неплохо.

Какая административная ответственность предусмотрена для организаций?

— Смотря за что… Сейчас в целом возросли суммы штрафов, что касается предприятий пищевой промышленности и объектов торговли. Штрафные санкции повысились в связи с вступлением в силу технических регламентов Таможенного союза. Допустим, если выявлена продукция с истекшим сроком годности, без товарно-сопроводительных документов; если не соблюдаются сроки прохождения работниками торговли медицинских осмотров и ряд других нарушений, то в отношении юридического лица предусмотрен штраф от 100 тысяч рублей за первично выявленное нарушение. Если мы отобрали пробы продукции и они не соответствуют гигиеническим требованиям, предусмотрен штраф от 300 тысяч рублей, повторно — от 700. Для ИП штрафы за аналогичные нарушения значительно меньше — от 10 до 100 тысяч рублей. Есть и совсем небольшие штрафы. Например, за отсутствие ценников или вывески с информацией о продавце (наименованием, местонахождением, режимом работы) предприниматель получит штраф всего в одну тысячу рублей или даже просто предупреждение.

 

 

 

Фото: dp.ru

 
Вернуться к списку интервью