Интервью

Воин в мирной жизни

Офицер спецслужб России Андрей Жидков о проблемах ветеранов боевых действий

 

1 июля в России ежегодно отмечается День ветеранов боевых действий. С 2009 года он также называется Днем памяти и скорби ветеранов боевых действий. Дата не имеет государственного статуса — в официальном календаре День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества (День воинов-интернационалистов), приходится на 15 февраля. Но такова традиция, что в начале июля в нашей стране вспоминают всех, кто воевал за Россию, вне зависимости от того, в каких войнах или вооруженных конфликтах они исполняли свой долг по защите Родины. Это дань уважения тем ветеранам, которые живут рядом с нами, и тем, кого уже нет в живых.

Сегодня у нас в гостях ветеран боевых действий, офицер спецслужб России, мастер боевых искусств, президент Ассоциации «Воин» Андрей Александрович Жидков, который расскажет о том, кто такие ветераны боевых действий, с какими проблемами они сталкиваются в повседневной жизни, как государство относится к своим защитникам и какие льготы им положены.

 

— Андрей Александрович, здравствуйте! Ветеран боевых действий — это кто?

— Это, прежде всего, человек, защищавший интересы Родины в горячих точках. К ветеранам боевых действий относятся военнослужащие и сотрудники силовых структур, лично участвовавшие в боевых действиях или конфликтах, а также гражданский персонал, обслуживавший войска во время таких ситуаций. Согласно федеральному закону о «Ветеранах боевых действий» от 1 января 2018 года, это военнослужащие Министерства обороны Российской Федерации и сотрудники других силовых структур, принимавшие участие в боевых действиях на территории Российской Федерации (в том числе на Северном Кавказе, в Южной Осетии и Чечне); лица, принимавшие участие в выполнении интернационального долга в Афганистане в 1979-1989 годах; военнослужащие, ставшие участниками программы по разминированию и уничтожению неразорвавшихся мин в 1945-1951 годах; а с 2015 года — военнослужащие, принимавшие участие в выполнении боевых задач в Сирийской Арабской Республике.

— Как устанавливается статус ветерана боевых действий?

— Участникам боевых действий для подтверждения данного статуса выдается соответствующее удостоверение. Таковое обязательно должны иметь граждане, претендующие на получение льгот в качестве ветеранов боевых действий. Закон устанавливает правила получения документа, подтверждающего статус обратившегося военнослужащего. Оформить удостоверение можно в государственных структурах МВД, Пенсионном фонде, военкомате, через Единый портал госуслуг.

— Что служит основанием для выдачи удостоверения?

— Для получения статуса ветерана боевых действий необходимо представить удостоверение офицера или военный билет и паспорт гражданина Российской Федерации. Если вы обращаетесь не через военкомат, то сначала придется запросить личное дело. Также понадобится выписка из приказа о командировании вас в воинскую часть, которая вела боевые действия. При наличии наград нужно представить выписки из приказа или удостоверение к наградам. А кроме того, необходимы справки и выписки, подтверждающие факт вашего участия в боевых операциях.

— Есть ли у ветеранов боевых действий какие-то льготы?

— Ветеранам боевых действий ежемесячно выплачивается денежное пособие. Сейчас его размер составляет 2869 рублей 72 копейки. Сумма, конечно, небольшая, но пособие выдается с момента получения статуса ветерана и пожизненно и не зависит ни от пенсии, ни от заработной платы. Ветераны имеют первоочередное право на получение жилья и при оформлении детей в детский сад и школу. Есть еще ряд льгот: 50-процентная скидка на оплату коммунальных услуг, бесплатный проезд в общественном транспорте, бонусы при оплате земельного и транспортного налогов, лечение и санаторно-курортный отдых вне очереди, бесплатные протезно-ортопедические изделия и некоторые медицинские препараты. Всю эту систему социальной поддержки регламентирует федеральный закон №5-ФЗ от 12.01.1995 (ред. от 29.07.2018) «О ветеранах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019).

— Существуют ли какие-то объединения ветеранов боевых действий?

— Людям свойственно объединяться в группы по интересам — так повелось испокон веков. Функционирует целый ряд таких общественных организаций. Есть общероссийские. Самые известные из них — «Боевое братство», которое возглавляет Герой Советского Союза Борис Всеволодович Громов, и Российский союз ветеранов Афганистана, которым руководит Франц Адамович Клинцевич. Немало и региональных. Например, в Санкт-Петербурге довольно результативно работают организация «Ветераны локальных войн и военных конфликтов» и Фонд помощи ветеранам спорта, силовых структур и их семей «Возрождение». У нас в Ассоциации силовых структур «Воин» тоже много ветеранов боевых действий различных конфликтов из разных силовых структур и ведомств, есть Герои России и кавалеры различных государственных наград. Основная задача подобных объединений — отстаивание прав ветеранов и помощь в решении различных жизненных проблем.

— С какими проблемами к вам чаще всего обращаются ветераны?

— Одна из самых распространенных — устройство детей в детский сад или школу по месту проживания. Это большая проблема! Хоть решение ее и предусмотрено законодательством, но нередко ветеранам говорят, что мест нет даже при учете льготной категории. Часто обращаются с просьбой оказать помощь в получении удостоверения ветерана боевых действий в случае его утраты или порчи, так как процесс восстановления сложен и долог. Есть обращения по поводу недошедших наград. Нередки ситуации, когда приказ объявили, но в связи со сменой места службы или еще по каким причинам награда вручена не была, и все обращения на протяжении многих лет не приводят к результату. Нескольким наградам мы уже помогли найти своих героев. Один морской пехотинец, проходивший срочную службу в Чеченской Республике, получил, наконец, Орден Мужества; служивший в Чечне Евгений Козлов — медаль «За отвагу», Дарья Порфирьевна Боклашова — золотую звезду «Мать-героиня». Еще рад обращений находится в работе. Проблем очень много и социальных, и финансовых. В разных регионах законодательство относительно ветеранов боевых действий отличается, что позволяет местным властям трактовать его в свою пользу. Но мы реагируем на все обращения к нам и делаем все возможное, чтобы помочь ветеранам.

— Есть ли у людей, прошедших войну, психологические проблемы и что такое чеченский синдром?

— Увы, да. Война ломает не только самого участника боевых действий, но и сказывается на всей его семье. Бесследно такое, конечно, не проходит. Существует программа реабилитации участников военных конфликтов, но чаще эта реабилитация довольно формальна и сводится к простому обследованию человека. Война серьезно травмирует душу каждого солдата. Страх, пережитый во время боя, — одна из самых сильных эмоций, оставляющая отпечаток на всю жизнь и вызывающая необратимые физиологические процессы в организме. Я подробно разбираю это в моей книге «Как победить страх». Если есть желание — прочитайте ее, она небольшая и продается во всех книжных сетях.

— В каких боевых действиях вы участвовали?

— В контртеррористической операции в Чечне, еще в ряде регионов и не только в России. Звание ветерана боевых действий я получил в Чечне, где служил в отделе ФСБ 42-й Евпаторийской дивизии, в отдельном инженерно-саперном батальоне, затем больше года в чеченском батальоне «Восток». Таких батальонов было четыре: два в Министерстве обороны России («Восток» и «Запад») и два в МВД Российской Федерации («Север» и «Юг»). Эти батальоны были сформированы из местного населения, из числа чеченцев.

Спасибо вам за ответы.

 

В настоящее время в Ассоциацию «Воин» входит отрадненский клуб «Satori-Dojo», а его руководитель Дмитрий Вячеславович Янковский является также главой департамента спорта АССС «Воин».

Материал и фото предоставлены клубом «Satori-Dojo»

Вернуться к списку интервью