Новости Отрадного

Легендарная ветка — музей под открытым небом

Вы думаете, что путешествия — это всегда «ах», «ох» или даже «ух»? А вот и нет. Иногда бывает и «эх»… Иной раз путешествия открывают нам новые места, о которых хочется забыть. А если не забыть, то горестно вздохнуть. Особенно когда речь идет о древних городах с интересной историей, с когда-то красивыми домами, с жизнью, бившей ключом.

Осташков. Город, который в XIX веке ставили в пример другим русским городам. Когда-то давно. Ему даже не свалить вину за свой печальный внешний вид на немцев и Вторую мировую — Осташков не был оккупирован. Но сейчас этот город медленно умирает, как старушка, у которой не сильно-то и болит что-то, но жить уже надоело. В XVIII веке в Осташкове был открыт один из первых сиротских приютов, в XIX — первый в Тверской губернии общественный банк. Здесь же появилась и первая на Тверской земле библиотека, причем книги для нее жертвовали местные жители, среди которых (середина XIX века!) было много грамотных. Одна из первых в России пожарных команд тоже была организована в Осташкове. В городе строили, облагораживали, воспитывали, страховали, обеспечивали… Но сегодня не об этом, а о знаменитой Бологое-Полоцкой железной дороге! О ней я слышала и читала не раз. Среди любителей железных дорог это ветка если не легендарная, то очень почитаемая. И не зря, ибо дорога эта — настоящий заповедник и, в некотором смысле, музей под открытым небом.

Вторая половина XIX — начало XX века были временем расцвета Тверской губернии. Именно к этому времени относится строительство большинства железных дорог, охватывающих почти всю нынешнюю область. В 1911 году от станции Торжок в одноименном старинном городе был построен 58-километровый подъездной путь к бумажной фабрике в селе Каменное. Дорога строилась на средства владелицы фабрики Ю.Кувшиновой, представительницы известной династии промышленников. Станция в Каменном стала называться по фамилии владельцев фабрики — Кувшиново, а позднее село получило статус города. В 1912 году дорога была введена в эксплуатацию, открылось грузовое и пассажирское движение, а на станции Кувшиново был построен красивый вокзал в неорусском стиле, сохранившийся до сих пор. Кувшиновский подъездной путь приносил огромную прибыль, и его развитие продолжилось: линия была продлена еще на 64 километра, до старинного села Селижарово, откуда вывозился лес для производства бумаги. В строительстве были заинтересованы как владельцы Каменской фабрики, так и селижаровские купцы, которым сбыт древесины сулил большие доходы. Постройка участка Кувшиново — Селижарово закончилась в 1917 году, но уже через несколько месяцев после ее открытия произошла Октябрьская революция. Это была последняя железная дорога Российской империи... К 1928 году рельсовый путь продлили до станции Соблаго.

Бологое-Полоцкая дорога интересна дореволюционными артефактами. Изначально линию задумывали как стратегическую, для связи центра и запада страны. Сегодня линия малодеятельна и ряд участков на ней не позволяет развивать приличную скорость. Ветка проходит по довольно глухим, в общем-то, местам Тверской и Псковской областей (преимущественно, конечно, Тверской, захватывая несколько ее районов, в Псковской же лишь довольно небольшой участок). В день здесь проходит один-два поезда малой составности.

Историко-культурный интерес представляют придорожные постройки: водонапорные башни, сараи, путевые будки, кубовые. Помимо этого, на Бологое-Полоцкой дороге в большом количестве сохранилось старое железнодорожное оборудование. На линии до сих пор эксплуатируются жезловая система и семафоры. В рабочем состоянии находятся паровозные колонки. Здесь есть чему удивиться! Вы увидите жезлоулавливатель и поймете, как поезда ездили раньше и не сталкивались; как вручную при помощи системы тросов закрывается шлагбаум; сможете разглядеть дату выпуска рельс (мы нашли: 1949 год, завод Сталина!), ручную стрелку с флюгаркой…

Путешествие — как волшебный сон. Табличка возле моста через реку вызвала у меня «разрыв шаблона» — там было написано «р. Волга». Эта речушка и есть та самая великая река? Трудно поверить! Я даже заглянула в карту. Да, табличка оказалась верной! Но, может быть, это все-таки сон? И уютнейший вокзал на опушке леса, и стрелка с флюгаркой, и семафор... Будем надеяться, что сюда не скоро доберется корпоративный стиль РЖД, который уничтожил облик многих старых сооружений, и вы успеете посетить столь необычное место.

НашаНюша

Вернуться к списку новостей