Новости Отрадного

Хлопковое дело. Масштабная коррупционная схема времён СССР

В середине 1970-х главным поставщиком ценнейшего сырья — хлопка — стала Узбекская ССР, где к этому времени собирали более четырех миллионов тонн «белого золота». Главным в республике был первый секретарь республиканского комитета Коммунистической партии СССР Шараф Рашидов. Именно благодаря ему и возникло хлопковое дело. 
Рашидов был дружен с генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым. Генсек осыпал своего товарища званиями и наградами, в том числе дважды — высшей наградой СССР, званием Героя Труда. На одной из встреч за роскошным праздничным столом Шараф Рашидов пообещал Л.И. Брежневу, что республика произведет не четыре миллиона тонн хлопка, а целых шесть. Необдуманно данное слово обернулось огромными бедами для всех жителей республики!
Выполнить обещанное предстояло совхозам Узбекской ССР. Первым за реализацию плана взялся глава Папского агропромышленного комплекса Ахмаджон Адылов. Но действовал он совсем не социалистическими методами: работники предприятий и совхозов комплекса фактически стали рабами. За невыполнение плана людей избивали плетьми либо бросали в тюрьму. Не жалели ни женщин, ни детей. Стала расти смертность — после изнурительного труда на обработанных пестицидами полях люди умирали от отравления химикатами. Однако достичь успехов не удавалось. Тогда в мешки с хлопком стали подкладывать камни. Начались масштабные приписки — с самых низов до министерств республики. На махинации закрывали глаза — за приличную сумму денег. Так, за пустой вагон платили десять тысяч рублей. По тем временам это было огромная сумма — она равнялась стоимости новой «Волги»! 
В коррупционную схему были вовлечены перерабатывающие заводы по всей стране. Деньги махинаторов переводились в антиквариат, золото, бриллианты. Всё это закапывалось на дачных участках и даже в могилах родственников. 
О масштабе взяточничества в Кремле знал лишь один человек — председатель КГБ СССР Юрий Андропов, но начать расследование он смог лишь после смерти Брежнева. Именно Андропов стал в 1982 году новым генеральным секретарем ЦК КПСС. Одним из первых его решений была проверка деятельности руководства Узбекской ССР. Андропов дал понять, что пощады не будет никому, и вскоре после этого Рашидов, как гласит официальная версия, скончался от сердечного приступа. 
Официально расследование хлопкового дела началось в 1984 году, после того как главный инженер завода в Серпухове отказался от взятки в сорок тысяч рублей за пустые вагоны, в которых якобы был хлопок, и написал заявление в КГБ. Первым крупным уловом следственной бригады из Москвы стал начальник Бухарского ОБХСС Музафаров. В его доме нашли более полутора миллионов рублей. 
Бригаду следователей Генеральной прокуратуры возглавляли Тельман Гдлян и Николай Иванов. Имена обоих еще долго были на слуху в годы перестройки. Правда, в 1989-м их сместили с должностей за нарушения при проведении следственных действий, однако на демократической волне сыщики стали народными депутатами СССР и получили иммунитет от преследования. 
В рамках хлопкового дела за решеткой оказались бригадиры, бухгалтеры и председатели совхозов, семь секретарей ЦК республики, двенадцать первых секретарей обкомов партии, было возбуждено почти восемьсот уголовных дел, к ответственности привлекли около пяти тысяч человек. Ущерб был оценен в 10 млрд советских рублей. Министр хлопкоочистительной промышленности Усманов и начальник Бухарской ОБХСС Музафаров были приговорены к высшей мере наказания — расстрелу. Но после распада СССР президент Узбекистана Ислам Керимов освободил и реабилитировал всех участников хлопкового дела. 

 


Анатолий Дроздов

 

Вернуться к списку новостей