Экономика

Социальное предпринимательство — тоже бизнес

Социальное предпринимательство в нашей стране начало активно развиваться сравнительно недавно. Особо о нем заговорили после того, как в июле 2019 года был принят федеральный закон, закрепивший в РФ статус социального предпринимательства и социального предприятия.

Закон выделяет две категории социальных предприятий. В первую группу входят организации, штат которых наполовину состоит из граждан, относящихся к социально-уязвимым категориям: инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, пенсионеров, малоимущих и т.д. Ко второй группе относятся предприятия, деятельность которых связана с оказанием социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических или социально-педагогических услуг, а также те, кто производит товары и услуги для социально-уязвимой категории граждан.

Федеральный закон о социальном предпринимательстве предусматривает оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, признанным социальными предприятиями. «Социальные предприятия — это прежде всего бизнес», — говорит руководитель областного Центра инноваций социальной сферы София Парсаданян.

Предприниматель, деятельность которого относится к социальному предпринимательству, может получить в ЦИСС целый комплекс мер поддержки. На сегодняшний день в Ленобласти предоставляются двенадцать видов субсидий на возмещение затрат, льготные микрозаймы на пополнение оборотных средств и закупку оборудования. К числу самых востребованных услуг относятся консультации маркетолога и юриста. Здесь действует правило: если специалисты центра видят, что предприятие или проект жизнеспособны, то помощь будет оказана на всех этапах его развития, начиная от составления бизнес-плана и заканчивая поиском инвестора.

По словам директора ЦИСС, среди тех, кто хотел бы реализовать социальные проекты, есть мнение, что все относящееся к социальной сфере — это монополия государства. У многих социальное предпринимательство ассоциируется с деятельностью некоммерческих организаций или благотворительностью. На самом деле это не так: норма доходности социальных предприятий составляет от 15% до 40%. Также стоит иметь в виду, что в этой сфере меньше конкуренции.

Актуальные вопросы развития и поддержки социального бизнеса были включены в программу межрегионального слета социальных предпринимателей Северо-Западного региона «Социальное предпринимательство: территория возможностей-2020», который состоялся 26 июня в онлайн-формате. Оператором слета выступил областной Фонд поддержки предпринимательства.

В пленарном заседании «Роль социального бизнеса в реализации нацпроектов» принял участие губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. Наш регион является одним из передовых в СЗФО по развитию социального бизнеса. У нас действует более пяти тысяч социально ориентированных предприятий в сфере образования, здравоохранения, социальных услуг. По сравнению с 2019 годом их число увеличилось на 45%, и каждому гарантирована поддержка государства. Глава региона рассказал о том, что только на прямые субсидии социальным предпринимателям в 2020 году направлено 177 млн рублей, из них 136 млн — на субсидии частным детским садам. Областной бюджет выделяет около 18 000 рублей на одного ребенка, исходя из этого, родительская плата за частный садик (за основную программу дополнительного образования) не должна превышать 5000 рублей. Поддерживая таким образом частные детские сады, удалось увеличить количество мест для ребят до двух тысяч (вдвое за последний год!).

В рамках пленарного заседания также обсуждались вопросы государственно-частного партнерства и других возможностей для социального бизнеса. В сфере здравоохранения, образования и спорта правительство Ленобласти стало активнее использовать механизм государственно-частного партнерства. Практика показывает: бизнес зарекомендовал себя как эффективный собственник.

При поисках дополнительных рынков сбыта необходимо иметь в виду, что существует еще рынок ООН, попасть на который можно в режиме онлайн. Рынок закупок ООН оценивается в 18 млрд долларов. Основная часть поставщиков (90%) — это субъекты малого и среднего предпринимательства, в том числе и социальный бизнес. Доля российских поставщиков в объеме всех закупок ООН на сегодняшний день составляет всего 1,5% и является зоной для развития.

Отвечая на вопросы участников слета, Александр Дрозденко подчеркнул: «Мы не должны бояться отдать социальные услуги в частные руки. Но не нужно и забывать, что это предпринимательство, поэтому здесь должна быть, как минимум, окупаемость затрат, как максимум — извлечение прибыли. Когда мы поймем, что социальное предпринимательство — это сочетание двух вроде бы несочетаемых вещей, тогда этот бизнес будет развиваться, и мы должны создать условия для этого».

О том, на какие меры поддержки могут рассчитывать социальные предприниматели, можно узнать в региональном центре «Мой бизнес». Информация доступна на сайте 813.ru или по телефону (812) 309-46-88. Адрес центра: Санкт-Петербург, пр. Энергетиков, 3А, бизнес-центр «Лада», 9-й этаж (станция метров «Ладожская»). Также можно обратиться в любую муниципальную организацию поддержки предпринимательства. Контакты — на сайте 813.ru, в разделе «Организации поддержки».

Денис Гильманов

Вернуться к списку новостей