История

«Ещё не знают на земле страшней и радостней дороги»

 

80-летию открытия Дороги жизни посвящается

 

Она — как легенда, как песня, как знамя.

У этой дороги не будет конца —

Она навсегда пролегла через память,

Навеки прошла через наши сердца.

Анатолий Молчанов

 

В грозные годы и, казалось, безвыходные дни блокады существовала лишь одна транспортная магистраль, соединявшая обреченный на смерть город со всей страной через Ладожское озеро. Благодарные ленинградцы назвали ее Дорогой жизни. Под таким названием она вошла в историю Великой Отечественной войны и навеки останется в памяти человечества.

3 ноября 1941 года был подписан приказ №00172 «Об организации постройки ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец — маяк Кареджи». Однако по данному направлению проложить ее было невозможно из-за больших проталин во льду. Тогда 19 ноября было принято решение вести дорогу по маршруту мыс Осиновец — острова Зеленцы с разветвлением на сёла Кобону и Лаврово. 20 ноября по ледовой Дороге жизни с Вагановского спуска у деревни Коккорево отправился первый конный обоз из 350 саней. По прибытии обоза в Кобону на сани были погружены 63 тонны муки. Утром 21 ноября обоз прибыл на мыс Осиновец. 22 ноября в Кобону за продовольствием отправилась первая колонна из 60 автомашин ГАЗ-АА (известных как полуторки) под командованием капитана В.А. Порчунова.

В первую блокадную зиму ледовая дорога работала до 24 апреля, то есть 152 дня. За это время были перевезены 361 109 тонн различных грузов, в том числе 262 419 тонн продовольствия. Из города было эвакуировано более 550 тысяч ленинградцев и более 35 тысяч раненых. 4000 машин были задействованы во время блокады на ледовой дороге. Каждая четвертая из них не вернулась из рейса, провалившись под лед или будучи расстрелянной немецкими самолетами.

В Кировской центральной библиотеке немало книг, посвященных Дороге жизни. Представленный здесь обзор будет полезен молодежи, краеведам, ветеранами и всем любителям военной истории.

 

Ленинград. Война. Блокада. Дорога жизни: материалы и исследования//Сост. П.Игнатьев, Э.Коршунов, А.Рупасов. — Санкт-Петербург: ГАЛАРТ. — 2019. — 480 с.

Это уникальное издание включает в себя новые исследования современных специалистов, публикует ряд ранее недоступных исследователям истории блокады Ленинграда документов, относящихся к проектированию, строительству и функционированию военно-автомобильной дороги 101, более известной широкому читателю как Дорога жизни. Представленные документы, несмотря на сухой язык повествования, позволяют воссоздать полную трагизма ситуацию со снабжением Ленинграда продовольствием, осуществлением эвакуации населения, медицинского обеспечения эвакуированных, а

также героическую работу строителей дороги, водителей транспортных средств и частей противовоздушной обороны.

 

Дорога жизни художника-солдата Симона Гельберга. — СПб: ИПК «Вести», 2014. — 125 с.

История любого события — это не только задокументированные факты и даты, но и выраженное в частных оценках, чувствах и переживаниях отношение к нему разных людей. Альбом «Дорога жизни художника-солдата Симона Гельберга» дает такую возможность.

Симон Гельберг, человек сугубо мирной профессии, прослужил на Дороге жизни более двух лет. Его архив долгие годы хранился в семье художника, а после смерти Гельберга был передан в музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда». В архиве не только сделанные Симоном на Дороге жизни рисунки, служебные документы, рабочие карты, чертежи и схемы, но и семь уникальных дневниковых тетрадей, в которых описывается всё, что происходило с дорогой, автором и его сослуживцами в тот сложный для страны период. На сегодняшний альбом С.Гельберга является единственным опубликованным блокадным дневником, посвященным Дороге жизни. Живая история, изложенная образованным, эрудированным, эмоциональным, горячо любившим Ленинград человеком, дает нам, ныне живущим, уникальную возможность художественного осмысления блокады.

 

Измайлов, А. Непокоренные блокадой: документальные очерки/Альберт Измайлов. — ИПК «Гангут». — 2017. — 256 с.

«Мне кажется, самая важная тема для ленинградцев — это они сами… Опыт обороны Ленинграда — учит… Вопросы жизни и смерти очищены здесь от всего случайного, наносного. Блокаду одолели живые люди, ломая традиции, заменяя их новыми, они победили в Ленинграде смерть», — писала Ольга Берггольц. В представленной книге тема блокады рассматривается через историю человеческих судеб, документальные воспоминания участников событий. Строки из военных приказов, документов, слова самих участников борьбы и труда порой говорят больше, чем художественный вымысел. Книга написана на основе исследования архивных, научных, литературных источников, воспоминаний очевидцев и предназначена для всех, кто интересуется историей, настоящим и будущим России.

Одна из глав книги А.Измайлова, которая так и называется «На дороге жизни», посвящена ленинградцу Алексею Николаевичу Косыгину, заместителю председателя Совета народных комиссаров, перед которым Сталин поставил задачу организовать эвакуацию жителей блокадного Ленинграда. В осажденном городе на тот момент находилось около двух миллионов человек, в том числе четыреста тысяч детей... Началась небывалая кропотливая работа по обустройству инфраструктуры ладожской Дороги жизни, демонтажу промышленного оборудования, эвакуации населения, доставке продовольствия, боеприпасов. Косыгин по три-четыре раза в неделю выезжал на сооружаемые объекты. По его предложению и под его контролем в 1942 году по дну Ладожского озера был проложен трубопровод, который обеспечивал топливом город-фронт. Неоценим вклад Алексея Николаевича в организацию и выполнение небывало сложной, невиданной ранее работы по эвакуации из прифронтовой полосы большого количества промышленных предприятий, оборудования, научных,

культурных, материальных ценностей... Ему было присуще, как утверждали многие знавшие его люди, умение понять проблему в целом, выделить ее основные составляющие части, создать план последовательного пути к достижению цели с наименьшими затратами. Несмотря на внешнюю суровость, он был трогательно доверчивым и открытым для близких человеком, искренне любил принимать гостей, всегда радовался их приходу…

 

Глезеров, С. Забытый репортаж/Сергей Глезеров//Санкт-Петербургские ведомости. — №197 от 20 октября 2021. — С. 4.

В статье С.Глезерова идет речь о книге ленинградского писателя Арифа Васильевича Сапарова «Дорога жизни», впервые напечатанной в 1947 году и переизданной спустя более полувека. Это документальные, репортажные очерки о блокаде. В ноябре 1941-го Политуправление Ленинградского фронта отправило Сапарова на Ладогу, чтобы он оперативно рассказал о событиях в газете «На страже Родины» и других фронтовых изданиях. Литературоведы подчеркивают, что Ариф Сапаров был мастером документальной прозы. Всё, что происходило на Ладоге, он испытал на себе. Журналист Павел Лукницкий вспоминал в своей книге «Ленинград действует», как в феврале 1942 года на Волховском фронте ему пришлось спасать коллегу: «Приехал вчера Сапаров… Больной, и я его лечил, уступив ему свои нары. Сам спал на столах».

Сапаров дошел до Берлина и Праги, был удостоен многих боевых наград. После войны вернулся к журналистской деятельности. Правда, рукопись «Дороги жизни» в издательстве сократили вдвое, посчитав, что в ней слишком много мрачных, натуралистических подробностей. Расширенный тираж в 1949 году вообще не вышел: уже вовсю шло «ленинградское дело». Самого же Арифа Васильевича, заведовавшего тогда одним из отделов «Ленправды», уволили… В одном из доносов о нем говорилось, что он сознательно пропагандирует «вражескую деятельность» бывших руководителей Ленинграда Кузнецова, Попкова и Капустина.

После XX съезда партии Сапаров получил возможность печататься под своим именем и полноценно заниматься литературной работой. Блокадной теме он оставался верен всю свою жизнь. Появились сборники его документальных очерков «Январь сорок второго», «Четыре тетради», «Ради тебя, товарищ». В Кировской центральной библиотеке есть экземпляр книги А.Сапарова «Скворцы» перелетают через Ладогу» (Л.: Детская литература. — 1972. — 157 с.).

 

Дорога жизни. Дорога Победы: практический путеводитель/Автор идеи и отв. редактор И.Стоян. — Санкт-Петербург, 2016. — 72 с.

Книга создана творческим коллективом историков и краеведов под руководством директора историко-краеведческого фонда «Люби свой край» И.Н. Стоян. «О Дороге жизни говорится много, а вот о Дороге Победы информацию практически не найти. Мы разработали новый маршрут до Кобоны, чтобы о Дороге Победы не забывали», — рассказывает Ирина Николаевна.

Каждый из объектов исторического наследия Дороги жизни хранит не только артефакты суровой войны, но и само ощущение времени и пространства, которое погружает в прошлое. Используя этот

практический путеводитель, можно ознакомиться с несколькими туристическими маршрутами, объединенными темой «Военные маршруты Приладожья: Дорога жизни. Дорога Победы. Дорога нашей памяти». Любознательный читатель, взяв эту книгу с собой, сможет отправиться в путешествие, самостоятельно изучая военные маршруты, памятники и мемориалы, или молча постоять на берегу Ладоги, послушать шум озерной волны, увидеть полуторку, пожелтевшие черно-белые фотографии блокадников, моряков, водителей, санитарок, регулировщиц, зенитчиков, детей, стариков… — людей той трагической эпохи и вспомнить слова легендарной песни: «Эх, Ладога, родная Ладога! Метель и штормы, грозная волна…»

Маршрут «Дорога жизни» можно посмотреть по ссылке: www.youtube.com/watch?v=yBO_LHOklUc&t=12s.

Подготовила М. Слугина, главный библиограф Кировской центральной библиотеки

Вернуться к списку новостей