История

Последний рейс

Со дна Ладоги поднята легенда фронтовых дорог.

24 октября со дна Ладожского озера была поднята легендарная полуторка, обнаруженная на глубине шести метров близ островов Зеленцы, в восьми километрах от деревни Кобона, куда отбуксировали автомобиль и где он был осмотрен делегацией в составе члена Комитета Совета Федерации РФ по науке, образованию и культуре, представителя Совета Федерации от Законодательного собрания Ленинградской области Дмитрия Василенко; депутата Законодательного собрания ЛО Михаила Коломыцева, руководителей Кировского района Андрея Гардашникова и Алексея Кольцова; участника военно-патриотической постоянно действующей подводной экспедиции, заведующего музеем «Дорога жизни» Сергея Маркова и представителей поисковых отрядов.

Советский грузовой автомобиль ГАЗ-АА, известный как полуторка, знаком всем нам по фильмам и книгам. Переценить его вклад в приближение Победы невозможно. Образ полуторки стал одним из символов блокадного Ленинграда, так как именно на этих машинах по Дороге жизни в осажденный город доставляли продовольствие, а из него вывозили на Большую землю обессилевших ленинградцев. Каждый такой рейс мог стать последним, поскольку немцы регулярно бомбили и без того не слишком надежную ледовую трассу. Стекла фар полуторок были синего цвета, чтобы снизить вероятность обнаружения с воздуха, но, несмотря на это, многие из почти миллиона произведенных в СССР грузовиков этого типа навсегда остались на дорогах войны.

Военно-патриотическая постоянно действующая подводная экспедиция была организована по поручению председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко в Год памяти и славы, коим объявлен 2020-й. Ранее, в июне, экспедицией в районе Невского пятачка была обнаружена и поднята со дна Невы 76-миллиметровая полковая пушка времен Великой Отечественной войны. Теперь увенчалась успехом работа по поиску полуторки, которая, предположительно, попала под обстрел немецкой авиации.

«Мы тщательно готовились к данной операции: изучали архивные документы, чтобы вычислить приблизительное местонахождение автомобиля; исследовали дно озера с помощью гидроакустических приборов. Когда машина была обнаружена, водолазы опустились для ее осмотра и идентификации. На дне рядом с грузовиком они заметили мешковину. Возможно, это то, что осталось от мешков с хлебом, который везли в блокадный Ленинград. Дайверы выяснили, что полуторка перевернута, поэтому сначала предстояло поставить ее на колеса, а уж затем поднимать», — рассказал Сергей Марков.

Поднятый грузовик находится в относительно хорошей сохранности: руль, приборная панель, двигатель и подвеска с колесами целы; в замке зажигания даже остался ключ. Полуторку переправят в Шлиссельбург, где она будет восстановлена, а потом передадут музею-заповеднику «Прорыв блокады Ленинграда».

Максим Фадеев, фото автора

Вернуться к списку новостей