Отрадное

Александрина, или Миссия — радовать

С Александриной я познакомилась в стенах Отрадненской местной организации Всероссийского общества слепых. Невысокая щуплая девушка, ведомая за руку своей мамой, Натальей Ивановной Проворной, робко переступая ногами, занимала место в зале рядом с родительницей и тихо слушала, опустив голову, будто отстраненно присутствовала на мероприятиях для инвалидов по зрению до той минуты, когда заканчивалась основная часть по регламенту, и председатель организации Людмила Петровна Войнова объявляла ее выступление. Встрепенувшись, она вставала и продвигалась с мамой к центру зала или прямо с места начинала рассказ. И если в первые секунды у вас сжималось сердце при виде, по сути, ребенка, жестоко обделенного здоровьем, то уже спустя несколько минут вы наполнялись совершенно другими эмоциями, потому что у девушки этой есть своя миссия — радовать.

Для своего репертуара Александрина выбирает забавные произведения из сборника «Денискиных рассказов» В.Драгунского или отрывки из произведений Н.Носова и так красочно, в лицах передает истории, что в зрительном зале стоит искренний смех, несмотря на то, что эти рассказы знакомы каждому с детства. А сколько энергии в ее голосе, сколько жизни! Невольно удивляешься, как тонко ей удается передать характер задорных мальчишек, как ловко она манипулирует голосом в момент исполнения, как преображается, заставляя присутствующих полностью погрузиться в сюжет! Где же кроется эта внутренняя сила победителя, которая живет в сердце девушки?

Александрина родилась двадцать лет назад, став четвертым ребенком в семье, и к трем годам представляла собой обычную и вполне здоровую девочку. Нелепая случайность — падение навзничь и удар головой о кафельный пол — изменила не только ее судьбу, но и жизнь всей семьи. Вначале никаких видимых последствий не было, лишь слабость и сонливость. Затем последовали приступы эпилепсии в сонной фазе, которые стали регулярными. Ни одна из принимавшихся мер не дала ощутимого результата, и спустя год, после очередного приступа девочка попала в реанимацию. Благодаря реанимационным мероприятиям ребенок вернулся к жизни, но уже инвалидом: полная мышечная атрофия и слепота вследствие атрофии зрительного нерва. Александрина не могла самостоятельно ни ходить, ни сидеть, ни даже жевать. Мама девочки оставила работу, все тяготы по уходу за дочерью легли на ее плечи.

Несколько лет регулярного медикаментозного лечения привели к положительной динамике: приступы прекратились, Александрина стала сидеть, потом ходить, и вскоре они с мамой Наташей пошли во Мгинскую школу-интернат для слабовидящих детей. Ради обучения девочки семья переехали во Мгу, арендовав там жилье. Наталья Ивановна, будучи по образованию педагогом, была принята воспитателем в ту же школу-интернат, таким образом ей была обеспечена возможность быть постоянной поддержкой для дочери.

Руки девочку не слушались, она едва могла держать ложку, а руки и пальцы — это основной инструмент незрячих людей для изучения метода чтения по Брайлю. Обладание этим навыком открывает инвалидам по зрению через использование тактильных ощущений путь в страну книг и знаний. На что же опереться ребенку в необходимом процессе познания мира и поиска своего места в нем? Остается слух!

Со слухом всё было в порядке. Вместе с мамой Александрина учила стихи, пела скороговорки. Девочка была лишена возможности играть с игрушками: она их не видела, не могла ощутить руками их форму, понять назначение, поэтому основным развлечением для Александрины стали сказки. В доме не переводились кассеты с записями волшебных историй, рассказов и музыкальных импровизаций. Александрина слушала их с упоением, многократно. Прекрасное звуковое сопровождение помогало переживать самые разные эмоции.

В какой-то момент родители заметили, что девчушка бойко рассказывает наизусть «Дюймовочку», свою любимую историю о крошечной девочке, которая долго искала путь домой, не изменив под влиянием суровых испытаний своему доброму сердцу. Родители стали всячески поддерживать увлечение дочери, которая вскоре уже знала наизусть более сотни рассказов, сказок и историй.

Учеба же давалась Александрине с трудом из-за тех ограничений, что были тяжелым довеском к слепоте. Любимыми занятиями девочки стали уроки музыки, за что семья благодарна педагогу Мгинской школы-интерната Наталье Михайловне Белоусовой. Огромную помощь в развитии речи и дикции ребенку оказала педагог логопед-дефектолог Любовь Леонидовна Евсеева. Родители отмечают большую заботу завуча школы Светланы Юрьевны Ларионовой. Очень повезло семье Проворных с педагогом Натальей Александровной Волковой, которая два года занималась с Александриной по индивидуальной программе обучения, основанной на звуковом восприятии материала.

Год назад школьная пора для нашей героини закончилась, открылась дорога в новую жизнь, и встал выбор — где и как реализоваться. Говорят, что Бог каждому дает два крыла, в случае с Александриной мама и семья стали ее крепким и надежным крылом. Наталья Ивановна — удивительно позитивный человек. Она неустанно вкладывает в дочь все свои материнские ресурсы. Вторым же крылом явился талант, открывшийся вследствие развития памяти. К моменту окончания школы у Александрины уже был опыт публичных выступлений: в учебном заведении, в лагере, даже в Ленэкспо в рамках фестиваля для инвалидов «Вместе в будущее» (2010). Репертуар с каждым годом расширялся. С рассказом о войне С.Алексеева Александрина Проворная выступила на ежегодном конкурсе чтецов «Пасхальное слово», который проходил в Синем зале Александро-Невской лавры. Сейчас девушка готовится представить на суд зрителей рассказ «Радуга для друга» о слепом мальчике и его собаке-поводыре, который написал М.Самарский. История, рассказанная от имени пса лабрадора, тронула Александрину и ей непременно хочется поделиться своими чувствами.

Уже второй год сопровождаемая мамой Александрина посещает Театр слова, что находится на улице Шамшева, 8 в Санкт-Петербурге, где расположена также библиотека для слепых. Руководителем театральной студии стала известная драматическая актриса Зоя Дмитриевна Соколова, которая с 1956 года служила в Ленинградском государственном театре имени Ленинского комсомола (ныне театр «Балтийский дом»). Много лет назад актриса потеряла зрение и после выхода на пенсию организовала в петербургском ДК имени Шелгунова театральную студию для слабовидящих людей. Александрина очень привязана к своему театральному руководителю, ведь Зоя Дмитриевна — не только талантливая актриса, но и мудрый человек. Прослушав Александрину, она сказала: «Это мы должны учиться у тебя!» Наверное, в тот момент второе крыло нашей героини обрело еще большую силу. Театральная труппа насчитывает порядка двух десятков актеров. Они организуют в социальных домах представления в рамках благотворительных концертов и мероприятий. Вот так талант потихоньку превращается в настоящую миссию!

Недавно Александрина начала посещать детскую театральную студию «Пастель» при МКУ «Тельмановский сельский Дом культуры», находящемся в поселке Тельмана Тосненского района, где сейчас проживает семья Проворных. Педагог Андрей Сергеевич Петров без раздумий взял на обучение актерскому ремеслу не совсем обычную ученицу. Двери его студии открыты для всех, ведь он считает, что неталантливых детей не существует.

Как не взлететь, когда рядом оказываются такие замечательные люди? Хочется не подвести их и совершенствоваться в том направлении, в котором можно максимально проявить свой талант. Александрина мечтает записывать аудиосказки и истории для слабовидящих детей. Для этого ей, конечно, понадобятся компетентные помощники. Вдруг, узнав о девушке, кто-то поможет ей в этой замечательной затее? А еще начинающая актриса хотела бы в будущем самостоятельно создавать театрализованные постановки, ведь ее миссия — радовать, поддерживать и нести свой свет людям тем способом, который ей доступен.

Расправляй крылья, Александрина! Уверена, мы еще услышим о твоих успехах!

Татьяна Пангина

Вернуться к списку новостей