Отрадное

Михаил Левшин: «Надо, чтобы классика была не скучной, а узнаваемой, любопытной, даже смешной»

Художественный руководитель и директор государственного драматического театра «Комедианты» Михаил Левшин — о сохранении традиций русского психологического театра, карантине до карантина и фестивале для детей-сирот.

— Михаил Александрович, как прошло окончание сезона в вашем театре?

— Марина Влади написала книгу о Владимире Высоцком — «Прерванный полёт». Это название точно описывает ощущение, которое возникло у нас в театре. В апреле мы планировали десять выездов в разные концы Ленинградской области, до конца сезона собирались выпустить два новых спектакля. Один из них — по произведению великого французского и бельгийского писателя, драматурга Эрика-Эмманюэля Шмитта. Этот автор — просто мастер историй, он их добывает прямо из жизни, осмысливает, конструирует и делает вполне пригодными для театра. Я как-то зашел в Гатчине в книжный магазин и обнаружил там книжку. В ней была повесть Шмитта «Дети Ноя». Повесть о еврейских мальчишках времен Второй мировой войны. Реально существовавший человек, бельгийский священник, рискуя собой, спас этих ребят, и они всю жизнь были ему за это благодарны. А главное, герой — еврейский мальчик Жозеф — осознает, что религия, которая была дана ему от рождения (иудаизм), ему не нравится. Это история становления духовной жизни человека, а Антон Павлович Чехов говорил, что сюжет пьесы — это становление характера.

— Когда планировалась премьера?

— К 9 мая. Сыграть хотели 4-го. Еще мы придумали и должны были 22 июня в поселке Сиверском Гатчинского района показать композицию, которая называется «Последние письма». По эпистолярному наследию немецких солдат и офицеров, писавших родным с полей Сталинградской битвы. Это душераздирающие тексты о том, как они попали в ту «мясорубку», как их обманули, ведь они шли побеждать... Взглянуть с этой стороны на войну тоже не грех. Эту композицию мы перенесли на осень, и гатчинцы, я надеюсь, ее увидят. В Волхове и Волосово мы планировали давать специальную программу «Нам дороги эти позабыть нельзя».

11 сентября мы собираемся открыть сезон на стационарной сцене на Лиговском проспекте, 44 спектаклем «Джульетта выжила», где рассказывается о том, как люди спасаются, когда на планете бушуют вирусы. Эту постановку мы планировали задолго до нынешнего карантина. Юлия Тупикина написала пьесу еще в 2015 году — драматурги нередко предвосхищают события. Там такая история: девушка по имени Джульетта и молодой человек понравились друг другу, беседуя по Скайпу. Но проблема в том, что они не могут встретиться, так как боятся выйти на улицу. Эту пьесу мы не только играем, но и обсуждаем со зрителями в программе «Диалог». Без этой программы мы вряд ли рискнули бы сделать постановку по такому материалу, интересному своим предсказанием. В «Диалоге» мы обсуждаем разные темы. Одна из них называлась «Семейный психотерапевт». Действующий психотерапевт написал о взаимоотношениях мужчины, который хотел семью, свадьбу и детей, и женщины, которая хотела свободных отношений. И вот они приходят к психотерапевту…

— На какой площадке происходят эти обсуждения?

— На Лиговском, 44. Программа «Диалог» пересеклась с областным проектом «Народный театр». Вместе с коллегами из Театра на Васильевском и Театра «На Литейном» нам нужно было отслушать большое количество самодеятельных артистов, выбрать пять лучших и разрешить им ходить на наши репетиции, после чего каждый из них должен был выйти на сцену хотя бы в небольшой сцене. Идея показалась довольно любопытной. Для программы «Диалог» мы нашли пьесу Олега Богаева «Дневник влюбленного прокурора». В ней и участвовали эти артисты. Были очень талантливые девушка и парень из Гатчины. Мы вместе читали пьесу, наш режиссер и актер Андрей Вячеславович Никитинских руководил процессом. (Кстати, незадолго до этого он поставил сказку П.Бажова «Синюшкин колодец». При этом он сам правнук Бажова, с Урала.)

— Вы увидели какие-то новые для театра возможности в онлайн-форматах, которые пришлось развивать в период пандемии?

— У меня есть хороший знакомый Игорь Овчинников. Он работает в Московском театре «Мастерская Петра Фоменко» — занимается театральными интернет-проектами. Когда-то вместе с моей покойной сестрой Еленой Александровной Левшиной они сделали проект «Театральная паутина» и показывали спектакли в Интернете. Здесь есть важный нюанс: для качественной демонстрации спектакля его надо снимать по законам кино, при помощи нескольких камер, потом монтировать отснятый материал и т.д. Когда-то была мода на телевизионные спектакли, но они снимались специально для телевидения. То, что было сейчас, — вынужденная мера. Кроме того, нужна была причина, чтобы выкладывать записи наших спектаклей. И мы ее нашли: это наша история, документальное подтверждение длинной творческой биографии театра, которому в прошлом году исполнилось тридцать лет.

— Где праздновали юбилей?

— В Доме актера, потому что в нашем театре не хватило места для всех желающих.

— Как часто театр «Комедианты» выезжает со спектаклями в Ленобласть?

— Скажу без всякого пафоса: мы очень любим зрителей Ленинградской области — они открытые, любопытные, благодарные. Здесь наши спектакли собирают большие аудитории, наши премьеры звучат по-особому. И с другими областными театрами мы всегда находимся в творческом общении. Особенно чувствовалось это в Год театра в 2019-м, когда мы вместе выезжали на фестивали в Вологду, Сыктывкар. В Сыктывкаре была даже дорожка для прохода актеров на манер голливудских звезд. Было очень торжественно. Объявляли: «Театры Ленинградской области», — и мы шли и приветствовали зрителей.

— Какие областные залы вам особенно нравятся?

— Таких немало! В Киришах очень современный Дворец культуры, и нам там очень нравится. Наш театр выступал в Киришах даже тогда, когда другие областные театры туда не ездили. Нам давали бесплатный автобус, прекрасно принимали, а какие отзывы писали!.. Особые отношения у «Комедиантов» с театром «Апрель» в Лодейном Поле. Там прекрасный зритель! У нас в театре работает Алёна Азарова, она из Лодейного Поля, ее мама была артисткой театра «Апрель». Мы дружим с Волосово. С удовольствием ездим на фестиваль во Всеволожск. В сентябре планируем выступать в Кировске и Сосновом Бору. В Кировск повезем детский спектакль и постановку для взрослых «На чистую воду». В Сосновый Бор — наш хит «Дурочка» по пьесе Лопе де Веги. Там есть такие слова: «Ведь есть тому в истории примеры, что блещут женщины умом, но высший женский разум в том, чтобы не умничать сверх меры».

— Над какими постановками сейчас работает труппа театра «Комедианты»?

— На подходе спектакль «Квадратура круга» по Валентину Катаеву. Черновой эскиз с премьерой мы уже сыграли. Я раньше ставил эту пьесу в самодеятельности ДК Горького в Ленинграде, будучи на третьем курсе Театрального института. В ней участвовал молодой Николай Григорьевич Лавров. Он долго был артистом областного Малого драматического театра. Еще в пьесе играл Лев Геннадьевич Сундстрем, потом много лет работавший ректором Театрального института. Вот такие тогда были участники самодеятельности! Теперь я вернулся к этой пьесе.

Еще мы работаем над произведением Марины Цветаевой «Повесть о Сонечке». Прекрасный композитор Владимир Дашкевич, с которым мы сотрудничаем, написал на стихи Цветаевой музыку, а ведь это совсем не просто! Но он справился, как справлялся и с «Бумбарашем», и с другими произведениями.

— Как вам кажется, что публике захочется смотреть в сентябре–октябре, когда нынешний период неопределенности и тревожности, возможно, наконец-то закончится?

— Зрители всегда приходят в театр за расслаблением, улыбкой, положительными эмоциями. Одна из наших премьер — «Лекарь поневоле». На афише написаны слова Мольера: «Я должен смешить людей, исправляя их». Когда театр сочетает кажущуюся легкость, комедийность и настоящую серьезную позицию, мне это кажется самым ценным. В чем прелесть классики? Какой должна быть ее трактовка? Надо, чтобы классика была не скучной, а узнаваемой, любопытной, даже смешной! Порой сложнее заставить зрителя засмеяться, чем заплакать. Например, «Квадратура круга» — комедия, водевиль, но все равно — «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

— Будет ли продолжаться фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга — детям», который вы делаете для ребят-сирот?

— Конечно. Он бывает в ноябре и в этом году, я надеюсь, состоится. Этот проект потому еще продолжается, что, однажды начавшись, фестиваль наполнил души детей ожиданием праздника, ребята постоянно спрашивают о нем, и мы не можем им отказать. Конечно, нас поддерживают и правительство региона, и областной Комитет по культуре. Проект продолжается уже порядка двадцати пяти лет.

— Вы сказали, что театру «Комедианты» — уже тридцать. Будете ли вы что-то менять в стратегии учреждения?

— Ежегодно, ежемесячно, ежедневно руководитель думает, что делать дальше. И я не исключение. Моя позиция — преумножить и сохранить достигнутое. Живая классика — наше кредо, она всегда востребована и актуальна. Однажды в Союзе театральных деятелей обсуждалась жизнь театров, то, что награды на таких конкурсах, как, например, «Маска», мы часто получаем с формулировками «за дерзновенное новое решение» или с какими-то похожими. Я спросил тогда: «Нельзя ли сделать номинацию «За сохранение традиций русского психологического театра?» Оказывается, Н.Гоголь написал не про увальня Подколесина, которому лень встать с дивана и жениться, а про великого философа, про то, как он думает о себе. В конце пьесы герой убегает из-под венца в состоянии жуткого страха: «А почему нельзя без шляпы или почему нельзя в окно выскочить?» В современной трактовке он остается свободной личностью. Опускается маразм всего происходящего, что при этом плачет невеста, что не происходит великого святого дела — создания семьи. Гоголь составил документ о том, как играть «Ревизора», но это не только про «Ревизора»: герои должны с жаром отстаивать свою позицию, и только со стороны видна пустяковость их забот. Это и есть наше кредо: каждый раз находить такой подход, чтобы классика оставалась классикой, но была при этом живой и интересной.

У нас есть удачный спектакль по И.Тургеневу «Му-Му» — пантомима без слов. И вот представьте себе, что мы решили бы «ударить» сейчас по пластическому театру. Зачем слова? У нас будет больше пластических пьес! Но таких сильных, крутых разворотов мы делать не собираемся, а будем по-прежнему искать прекрасную литературу, чтобы наше исполнение было достойно идей и чаяний великих авторов.

Беседовала Галина Паламарчук

 

Адрес театра: Санкт-Петербург, Лиговский проспект, 44 (станция метро «Площадь Восстания»).

komedianty.com

Вернуться к списку новостей