«Без барашка в бумажке»

Афера «Панама»

Казалось бы, в такой благополучной стране как Франция коррупцию не должно быть видно. Однако она есть, причем в масштабах, существенно превышающих масштабы коррупции, например, в Северных странах Европы.

Как говорят исследователи, основы нынешних форм коррупции, которые наблюдаются во Франции, уходят в давние времена и связаны с особенностями формирования ее государственности. Надо смотреть на времена становления абсолютной монархии, когда королевская власть утверждала свой авторитет перед лицом аристократии  и буржуазии, опираясь на бюрократический аппарат. Его основой были полномочные представители в провинциях – байи, предтечи учрежденных Наполеоном префектов. При сборе налогов и отправлении правосудия им помогали интенданты финансов и королевские суды. Но отбор кандидатов на все эти важные должности до революции 1789 года происходил путем продажи постов за деньги. Такая узаконенная коррупция оказалась «в крови» чиновников на столетия. 

Финансовыми скандалами пестрит вся история Франции. Подкупом занимались один из вождей революции Дантон, министр иностранных дел Директории и Наполеона Талейран, член Директории Баррас. В конце XIX века Третью республику потряс колоссальный скандал в связи с банкротством «Компании Панамского канала», разорившей сотни тысяч акционеров. Поскольку деятельность компании подлежала контролю со стороны государства, ее финансовые трудности скрывались путем подкупа четверти членов палаты депутатов. С тех пор само слово «Панама» стало нарицательным в международном масштабе, обозначая особо крупную коррупционную аферу.

И сегодня по индексу восприятия коррупции Франция находится на 26 месте из 175. Перед ней в рейтинге стоят все страны Северной Европы. Почему так получается? В стране до сегодняшнего дня госаппарат и юстиция тесно связаны. А самих судей попросту не хватает. Например, на Корсике всего один следователь, который расследует экономические преступления. В результате многие коррупционные дела просто рассыпаются из-за того, что их некому вести и со временем проходит «срок давности». В среднем судебные разбирательства идут более 8 лет. За это время уничтожаются улики, идет давление на свидетелей, происходит манипуляция фактами.  К слову, самый долгий процесс затянулся на 29 лет. 

Еще несколько лет назад опрос, проведенный известной газетой «Ле Монд», показал, что 65% французов считают политиков коррупционерами, а 85% уверены, что представители власти действуют только ради собственного обогащения. И официальные данные, к сожалению, это подтверждают. Больше всего приговоров во Франции выносят муниципальным служащим и местным депутатам за недобросовестное распределение госконтрактов. Основные статьи, по которым проходят обвиняемые – это конфликт интересов, кумовство и незаконное присвоение средств.

И борьба с этим злом насчитывает во Франции многие годы. В конце 2007 года был принят новый закон о борьбе с коррупцией. Он существенно ужесточил наказания, предусмотренные Уголовным кодексом. Например, наказание до 10 лет тюрьмы и штрафа в 150 тысяч евро за попытку подкупить должностное лицо. Еще с 1993 года в стране действует Центральная служба по предупреждению коррупции при минюсте. Действенной профилактической мерой в пресечении коррупции считается «прозрачность» получения доходов. Французы ежегодно предоставляют декларации, на основании которых начисляются налоги. Правда, французы полностью искоренили взяточничество на дорогах: автоинспекторы поборами не занимаются.

А в этом году Антикоррупционное агентство Франции подготовило первый национальный план противодействия коррупции на 2020 - 2022 год. Например, в плане предлагается значительно увеличить объем публикуемых государственными ведомствами данных. Их будут исследовать статистическими методами анализа для выявления сфер, которые больше всего подвержены коррупции. Это делается в целях усиления гражданского контроля над госаппаратом, что послужит усилению доверия к власти граждан. Еще один важный пункт – проведение антикоррупционного обучения для госслужащих. Борьба с коррупцией, заявленная президентом Макроном, продолжается. 

Анатолий Дроздов

Вернуться к списку проектов