По скользкой дорожке

В один ряд

Модная, но короткая жизнь

Все знают, что наркотики безвозвратно разрушают клетки головного мозга и пагубно воздействуют на весь организм. Почему же люди каждый год попадаются на крючок запрещенных веществ? Как считает известный психолог Вероника Степанова, из множества причин можно выделить моду.

«Многие богатые люди начинают не с алкоголя, а с кокаина, потому что это «более аристократично», — рассказывает В.Степанова на своем YouTube-канале. — Выглядит стильно, как в фильмах, а заканчивается — банкротством и разрушением личности… Хочется снять ореол романтики с наркотиков. Среди большого процента молодежи бытует мнение: если не употребляешь, то ты не «в теме», отсталый. Многие семидесятилетние лидеры рокерских групп говорят в интервью, что «кололись герычем» и им было тяжело… Такие истории создают романтичный шлейф употреблению наркотиков, невольно подталкивая фанатов этих групп попробовать то, через что прошли их кумиры. Вот только кое-что не сходится: эти рокеры доживают до семидесяти, они здоровы и богаты, а их пристрастившиеся к запрещенным веществам фанаты умирают молодыми…»

Действительно, наркозависимые люди живут очень мало. Среди тех, кого человечество потеряло из-за лекарственной или наркозависимости, есть и звезды: Эми Уайнхаус, Курт Кобейн, Сид Вишес, Джими Хендрикс, Хит Леджер… Эти знаменитости скончались в возрасте до тридцати лет.

Весьма редко наркозависимые живут дольше. И, как показывает практика, все равно умирают от передозировки, как, например, певица и актриса Уитни Хьюстон, которая была хронической кокаинисткой и погибла в 48 лет, утонув в ванне после принятия марихуаны, успокаивающих и антиаллергенных лекарств.

 

Семейные проблемы

Почему же людей не пугает чужой трагичный опыт и они занимаются разрушением собственных жизней? Психолог Вероника Степанова уверена, что многое идет из семьи: «Портрет наркомана примерно таков. Он утопает в чувстве вины плюс невероятно труслив. У такого человека отсутствует бойцовский дух — он, как правило, был сломлен еще в детстве. Такой человек безумно раним и гиперчувствителен, он ведет себя, как ребенок, и не накапливает опыт — у него нет ни прошлого, ни будущего. При этом присутствуют факторы зависимости: врожденные особенности характера, генетика (например, папа или дедушка-алкоголик). Плюс, как правило, в семье будущего наркомана есть кто-то очень властный, подавляющий и без того тревожного ребенка. И тут происходят две важные вещи, которые и создают наркомана: во-первых, у ребенка забирается самостоятельность (он уже зависим), а во-вторых, его унижают и подавляют. «Давай я за тебя всё это сделаю… Почему ты не делаешь это сам, тряпка?» В результате формируется сознание: я маленький, я ничего сам не могу, поэтому буду вести себя, как ребенок».

Бывает и такое, что у наркозависимых родители сами употребляют. Например, мать басиста панк-рок-группы Sex Pistols Сида Вишеса была хиппи и подсела на героин еще до его рождения. Когда Сид вырос, то познакомился с наркозависимой Нэнси Спанджен, и они вместе вели деструктивный образ жизни. В конце концов, Нэнси нашли убитой в ванной, а Вишеса обвинили в убийстве. Итог жизни музыканта печален: через год после случившегося он погиб от передозировки наркотиков. Говорили, что ввести смертельную дозу ему могла мать, которая боялась, что сын окажется в тюрьме до конца его дней.

 

Выход есть!

Можно ли выйти из замкнутого круга? Как показывает опыт голливудских звезд, да. Например, Маколей Калкин, звезда фильма «Один дома», пустил под откос свою карьеру, пристрастившись к наркотикам, но, проведя немало времени в рехабах и реабилитационных центрах, решил завязать с «веществами» и вернуться на экран.

«Не бывает бывших наркоманов. Это пожизненное клеймо и лечить это нужно постоянно. Есть терапия, она называется «Двенадцать шагов». Это такая системная био-психо-сомо-социо-духовная модель, где идет смена зависимости, — рассказывает психолог В.Степанова. — Наркоман посещает разные группы, где с ним занимаются терапией: индивидуальное общение, группы анонимных наркоманов, семейные терапии. Это продолжается бесконечно и становится образом жизни, философией. У наркомана жесточайший режим дня, в котором нет места свободному времени: ранний подъем, работа, терапии. График расписан поминутно! Когда у наркомана забирают его зависимость, ему предоставляют что-то взамен, например, религию. Как правило, наркозависимые становятся настоящими религиозными фанатиками. Но это лучший вариант исхода».

Эффективный способом избавления от зависимости является наставничество, когда у пациента есть проводник — бывший наркоман, который прошел тот же путь. Такой наставник должен быть обязательно, без него очень трудно справиться. Это вообще первое, что нужно сделать, — добраться до такого человека.

Важным звеном также является работа с созависимой дисфункциональной семьей. Вероника Степанова рассказывала про тоталитарных родителей — это как раз случай Маколея Калкина. Его отец контролировал жизнь мальчика, принимал важные решения относительно его карьеры и полностью подавил волю сына. Итог — наркотики и жизнь под откос.

«Если мы будем лечить только пациента и не будем взаимодействовать с его семьей, терапия, скорее всего, потерпит крах, — говорит психолог В.Степанова. — Самые сложные — это созависимые мамы. До них тяжелее всего достучаться. Они считают себя правыми и не видят, что их ребенок — проблемный».

Так или иначе, если посмотреть на список звезд, умерших или сломавших свои жизни из-за наркотиков, становится понятно, что запрещенные вещества лучше не пробовать. Тем более что «быть модным» — уже давно не модно.

 

 

Полина Корсунская

Вернуться к списку проектов