Новости Отрадного

«Золотое кольцо» Ленобласти: вдоль Дороги жизни

В годы Великой Отечественной войны единственным не занятым врагом местом на территории нашего региона оказался Всеволожский район. По нему, точнее по путям Ириновской железной дороги, проходила сухопутная часть Дороги жизни, единственной транспортной магистрали, связывавшей Ленинград со страной с сентября 1941-го по март 1943 года. Предлагаем проехаться по ней вместе с создателями «Путеводителя от Финляндского вокзала до Ладожского озера по Ириновскому направлению Октябрьской железной дороги» (серия «Золотое кольцо» Ленобласти»; сост. С.Сковпнев; Санкт-Петербург, 2018), посмотреть на сохранившиеся культурно-исторические достопримечательностей и узнать некоторые малоизвестные факты.

 

Первая остановка после Финляндского вокзала — станция КУШЕЛЕВКА. В 1781 году Екатерина II пожаловала эту местность директору Академии художеств А.Закревскому, затем ее купил сенатор И.Кушелев. В годы предвоенных пятилеток в окрестностях Кушелевки бурно развивалась промышленность самых разных отраслей — от машиностроительных предприятий до уникального по своей конструкции Кушелевского хлебозавода. Продолжала станция Кушелевка работать и во время блокады Ленинграда. Сюда прибывали вагоны с мукой, так как в годы Великой Отечественной войны хлебозавод не прекращал работу ни на день, обеспечивая продовольствием жителей города и бойцов Советской Армии.

Станция ПИСКАРЁВКА, как и весь район, получила название по фамилии купца И.Пискарёва, владевшего здесь обширными земельными участками в XIX веке. Пискарёвка стала известной на весь мир из-за кладбища, на котором в годы блокады похоронили сотни тысяч погибших ленинградцев. Пискарёвское мемориальное кладбище было официально открыто 9 мая 1960 года. Первые же могилы появились еще в 1939-м — здесь хоронили тех, кто погиб во время советско-финской войны.

От железнодорожной станции РЖЕВКА берет начало мемориальная трасса «Ржевский коридор» — памятник героической обороны Ленинграда. На железнодорожную станцию с Большой земли по Дороге жизни прибывал транспорт с продовольствием, медикаментами, боеприпасами. Первые семь километров от станции к центру города были названы Ржевским коридором. По этому пути в годы блокады грузовики и специальные локомотивы-трамваи развозили груз до распределительных пунктов осажденного Ленинграда. Здесь не велись боевые действия, но район Ржевского коридора являлся одной из главных мишеней противника, так как был конечным отрезком Дороги жизни.

Мемориальная трасса «Ржевский коридор» создана по концепции и эскизам архитектора В.Лукьянова к сороковой годовщине Победы в 1985 году. Вдоль многокилометрового пути как верстовые столбы установлены монументы со словами «Ржевский коридор». Аскетической формы стелы, названные «Хлеб насущный», опоясаны барельефами изображающие сцены героического времени.

От платформы КОВАЛЁВО можно пройти к одноименному поселку, в котором до войны проживали обрусевшие немцы. В 1941 году здесь был построен военный аэродром Смольное, где базировались истребители. Аэродром также связывал Ленинград с Большой землей, был воздушным мостом для доставки продовольствия и эвакуации населения (в 1976-м его переименовали в Ржевку и начали использовать для пассажирских, грузовых и деловых перевозок, парашютных прыжков, поисково-спасательных работ, учебно-тренировочной, любительской, аэрофотосъемочной и санитарной авиации).

Следующие остановки — платформы Бернгардовка, Всеволожская и станция Мельничный Ручей, все они расположены на территории ВСЕВОЛОЖСКА. Это город с древней историей. Первое поселение, раскинувшееся в долине реки Лубья (Луппа), было упомянуто еще в Переписной книге Водской пятины 1500 года. В XVIII-XX веках в границах современного города Всеволожска существовали мызы Приютино (усадьба первого директора Публичной библиотеки, президента Академии художеств А. Н. Оленина) и Рябово. Всеволожск называют неофициальной столицей Ленинградской области. Здесь сохранились исторические районы, много различных памятников и музеев. Среди них — Румболовская гора. Этот мемориал, входящий в Зелёный пояс Славы, был возведен на Дороге жизни в 1967 году. Расположен у склона высокой песчаной горы, которая имеет богатую историю. В 1984-м здесь был найден один из фрагментов подземного хода, подземная дренажка, фрагменты бревенчатого настила, подобие штольни, целиком заваленной глиной. Назначение этих подземелий и время их создания не установлены. Раскопки были прекращены из-за вероятности обрушения свода. Есть вероятность, что развалины, находящиеся на склоне Румболовской горы и именуемые Красным замком, — это своеобразный опорный пункт, где могли останавливаться для пополнения запасов и отдыха еще шведские войска.

Следующие остановки — платформы РАХЬЯ и ИРИНОВКА. Это места, где с конца XIX века велась разработка торфа. В годы войны, именно благодаря Ириновским торфоразработкам, продолжали вырабатывать энергию 2-я и 5-я Ленинградские ТЭС.

Недалеко от поселка Рахья во время одного из боев был сбит Герой Советского Союза А.Севастьянов, совершивший ночной таран над Ленинградом, защищая Дорогу жизни. На месте его гибели в память о подвиге установлен обелиск.

Станция БОРИСОВА ГРИВА знаменита тем, что здесь в доме на Широкой улице с июня 1942-го по ноябрь 1943-го располагался штаб эксплуатации Ладожского трубопровода, снабжавшего блокированный Ленинград горючим.

В апреле 1942 года было принято решение о прокладке по дну Ладоги магистрального трубопровода. На его сооружение отводилось всего пятьдесят дней. Трубопровод длиной 29 километров (21 из них под водой) был построен за 43 дня и протянулся от мыса Кареджи на восточном берегу Ладожского озера, где был пункт приема горючего с железной дороги, до железнодорожной станции Борисова Грива на западном берегу озера (в 45 километрах от Ленинграда). Трубопровод был стальным и пролегал на глубине до 13 метров. По нему производилось попеременное перекачивание различных видов горючего: бензина, лигроина, керосина, дизельного топлива. Ладожский трубопровод стал первым в мире подводным сооружением такого плана. Главным инженером проекта был назначен Д.Шинберга. Часть труб была доставлена с Ижорского завода. Привлечены водолазы Экспедиции подводных работ особого назначения. Военное прикрытие строительства обеспечивалось кораблями Ладожской военной флотилии и авиации. После снятия блокады сооружение было демонтировано.

В деревне ВАГАНОВО, расположенной у одноименной платформы, во время Великой Отечественной войны находился пункт связи Ленинградского фронта (кодовое название «Тройка-1»). Он был соединен с Большой землей проложенным по дну Ладоги подводным кабелем. В 1975 году на окраине деревни был открыт мемориал «Тройка-1» — восстановленный блиндаж, где находился узел, обеспечивавший связь блокадного Ленинграда с Москвой и частями Ленинградского фронта. Он представляет собой сложенное из обтесанных камней массивное прямоугольное сооружение с пристроенным бетонным тамбуром, над которым установлена мемориальная доска.

От платформы Ваганово можно пройти пешком или от железнодорожной станции Всеволожская доехать автобусом №602 до КОККОРЕВО, которое известно тем, что в ноябре 1941-го здесь размещался командный пункт по организации Ледовой дороги, а затем штаб Военно-автомобильной дороги. В деревне находятся музей «Дорога жизни» и мемориал «Разорванное кольцо», входящий в Зелёный пояс Славы.

Мемориал (архитектор В. Филиппов, скульптор К. Симун, инженер-конструктор И. Рыбин) был открыт в 1966 году. Он находится на Вагановском спуске, откуда автоколонны брали курс к восточному берегу бухты Петрокрепость Ладожского озера и куда потом возвращались, преодолев расстояние в 30 километров. Две железобетонные арки высотой в семь метров символизируют кольцо блокады, разрыв между ними — Дорогу жизни. На площадке под арками в бетоне — следы протектора машин. Рядом с мемориалом расположены два белых железобетонных шара, имитирующих прожекторные установки, и подлинное 85-миллметровое зенитное орудие. В 2014 году на площадке под бетонными арками в чаше в виде пятиконечной звезды был зажжен Вечный огонь, доставленный сюда с Пискарёвского кладбища.

Южнее деревни на берегу Ладожского озера находится сооружение форта, где располагалась береговая батарея Краснознаменного Балтийского флота, защищавшая Дорогу жизни и рубежи обороны советских войск на берегах Ладоги и Невы.

Конечная станция по этой ветке — ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО. В 1910 году здесь на мысе Осиновец был заложен маяк, вокруг которого образовался целый поселок. Маяк отмечает западную границу входа в бухту Петрокрепость, из которой начинает свое течение река Нева, и функционирует с апреля по ноябрь. Высота сооружения — 70 метров. Оно занимает девятую строчку в списке самых высоких «традиционных» маяков мира — подъем состоит из 366 ступеней. Осиновецкий маяк служил важным ориентиром на Дороге жизни во время блокады Ленинграда.

В 1974 году на станции был построен новый памятник-вокзал (архитектор Э.Казарновский). Его очертания напоминают гигантскую противотанковую надолбу. Под сводами сходящихся вверху плоскостей размещен небольшой музей — филиал музея Октябрьской железной дороги. Его экспонаты рассказывают о доблести и мужестве работников железнодорожного узла, защищавших Дорогу жизни. Прямо у здания вокзала на невысоком гранитном постаменте возвышается массивная металлическая конструкция — мемориал кораблям Дороги жизни, установленный в память о подвигах моряков Балтийского флота. Табличка на постаменте гласит: «Сталь можно согнуть, человеческую волю никогда». Установленный южнее вокзала паровоз Эш-4375, работавший на Дороге жизни, признан памятником истории.

Неподалеку от станции располагается мемориальный комплекс «Ладожский курган». Здесь установлены памятные доски погибшим на Ладоге в годы Великой Отечественной войны курсантам военных учебных заведений Ленинграда и работникам Севзапречпароходства.

В поселке находится музей «Дорога жизни» (филиал Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга). В экспозиции можно увидеть макеты кораблей, оружие, морские приборы, картины, плакаты, документы, фотографии, личные вещи воинов, знамена и др. На открытой площадке у музея расположена военная техника времен Великой Отечественной войны: самолеты, корабли и орудия.

 

Вне досягаемости железной дороги находится бухта Морье, где монтировался названный по аналогии с Дорогой жизни КАБЕЛЬ ЖИЗНИ. С августа по ноябрь 1942 года для обеспечения блокадного Ленинграда электричеством с восстановленной Волховской ГЭС силами Ладожской военной флотилии по дну Ладожского озера прокладывался высоковольтный кабель. Благодаря подводному заложению он был недосягаем для авиации и артиллерии немцев.

Кабель был выпущен на заводе «Севкабель» в Ленинграде. По причине отсутствия изоляционной бумаги в блокадном Ленинграде была использована бумага с водяными знаками, предназначенная для выпуска денег.

На монтаж Военным советом Ленинградского фронта было отведено 60 дней, причем кабель мог укладываться только ночью из-за опасности авианалетов. Предварительный монтаж осуществлялся на спрятанной в бухте барже. Затем за один проход баржи и вспомогательного судна по озеру со скоростью 2-2,5 километра в час кабель укладывался в самом узком месте Ладожского озера (23,5 километра) на глубину до 18-20 метра. По первой нитке кабеля электричество начало поступать в сеть Ленэнерго 23 сентября 1942 года, что позволило восстановить производство на заводах, трамвайное движение в городе и дать свет в квартиры.

После полного снятия блокады Ленинграда Кабель жизни был поднят со дна озера и использован при ремонте городских линий. Большая его часть была проложена под Невским проспектом. Части кабеля представлены в Музее истории Петербурга.

Жанна Мозговая

Сергей Сковпнев

Вернуться к списку новостей