Новости Отрадного

Поговори со мною, прадед, о той войне…

День Победы Советского Союза над фашистской Германией был и остается одним из самых почитаемых праздников в России. В каждой семье есть свой герой: кто-то сражался на передовой, кто-то работал в тылу. Их героический подвиг никогда не сотрется в памяти народа.

Чтобы сохранить связь поколений и не исказить историю, сегодня большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. Несмотря на это, нынешнее подрастающее поколение фактически лишено возможности лично общаться с ветеранами, которые сражались в 1941-1945 годах. Можно ли сказать, что в связи с этим преемственность поколений потихоньку теряется? Мы обратились к молодежи и попросили ответить на вопрос «Если бы твой прадед, ветеран Великой Отечественной войны, был жив, что бы ты ему рассказал? Что спросил бы у него?».

Маргарита Хацкевич:

Мой дедушка родился уже после войны. А о своем прадедушке я спрашивала у мамы и бабушки, но они так ничего и не рассказали. Знаю только, что мы родом с Украины. Если бы у меня была возможность поговорить с моим прадедушкой, я бы спросила: «Какие эмоции ты испытывал, когда узнал, что мы победили?» Также я бы рассказала ему о том, что происходит сегодня: как люди относятся к Победе, как мы чтим память умерших, как рассказываем детям о подвигах их предков.

Владислава Козина:

Если бы мой прадедушка был ветераном Великой Отечественной войны, я бы мало что ему рассказывала. Я бы слушала его истории про те жуткие годы и была бы благодарна за всё, что он сделал для страны и для нашей семьи. Я очень трепетно отношусь к истории того времени, часто читаю статьи про Великую Отечественную войну, учу стихи разных поэтов того времени. Мне кажется, что сейчас крайне актуально говорить про те события, потому что историю пытаются переписать. Жутко, если когда-нибудь это все-таки случится.

Егор Сизиков:

Во время Великой Отечественной войны моему прадеду было лет шестнадцать-семнадцать. И главный вопрос, который мне хотелось бы задать: «Было ли тебе страшно?» Если бы он ответил, что да, было, я бы постарался узнать, как он сумел перебороть свой страх.

 

Александра Язвина и Полина Дорофеева:

Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы слышите слово «война»? В нем заключено много боли и страданий тех, кто воевал; тех, кто остался защищать свои дома и детей; тех, кто выжил и кто погиб. В книгах и музеях увековечена память о многих героях, но большинство имен так и осталось в том далеком и страшном времени. У каждого человека есть свои чувства, мысли, переживания, но война стирает всё это, обезличивая каждого солдата, поскольку это борьба не между мирным населением, а между правителями государств. Поэтому мы бы поговорили с нашим прадедом не как с солдатом, а как с обычным человеком. Спросили бы о его любимых делах, о детстве. Узнали бы, какую страну он хотел бы посетить, какую профессию бы выбрал, какой бы подарок хотел получить на Новый год. Так как, к сожалению, все эти вещи у него отняла война. Просто поговорить с ним как с родным человеком было бы бесценно для нас.

Николай Петров:

Я бы попросил своего прадеда рассказать истории о войне. Хотел бы узнать побольше об образе жизни людей в те времена. И, конечно же, его мнение о Ленине, Сталине и Путине.

 

Евгения Алексеева:

Своего дедушку я знаю только по старым черно-белым фотографиям и рассказам его сына, моего отца. Знаю, что ушел на фронт он совсем молодым парнишкой. Был жизнерадостным, ценил каждое мгновение жизни. Его верной спутницей всегда была гармошка, которая не раз поднимала боевой дух ему и его однополчанам. Дед дошел до Берлина, был ранен, вернулся домой. Награжден многими медалями, в том числе «За отвагу». Если бы у меня была возможность поговорить с моим дедушкой, я бы поинтересовалась у него, как он преодолел путь до Германии, каковы были его эмоции, когда он впервые ступил на чужую землю, какие тяготы и лишения он испытывал в военные годы и как ему удалось с ними справиться. Я бы спросила, как его встречали на Родине, что он испытывал в тот момент, как начинал жить заново. И, конечно, я бы поблагодарила его за вклад в общую Победу, за мирное небо над нашими головами!

 

Ася Набатова:

О судьбе моего прадеда Александра Ивановича Маркова я знаю совсем немного. Что-то из рассказов моих родителей. Что-то из сохранившихся фронтовых писем. Что-то благодаря таким сайтам, как «Память народа», «Подвиг народа» и «Мемориал». Знаю, что родился он в 1900 году, что на фронт был призван в 1941-м. Из фронтовых писем мне стало известно, что он много работал и очень скучал по своей семье. Был награжден медалью «За оборону Сталинграда» и орденом Славы III степени. Еще я знаю, что Александр Марков числится в именном списке безвозвратных потерь и с 1944 года считается пропавшим без вести…

Если бы у меня была возможность поговорить с ним, я бы попросила рассказать мне о той страшной войне, ее кошмарных буднях, о том, как смог он не потерять боевой дух, находясь каждый день в окружении смерти, горя, страха, всего того ужаса, который является неотъемлемой частью войны. Я бы спросила его, чем он жил каждый день, как отдыхал, чему радовался. А еще рассказала бы, как его ждали дома, как долго искали и продолжают искать по сей день… Рассказала бы про нашу большую семью и про судьбу его жены, моей прабабушки Елизаветы Михайловны, которая никогда не переставала его ждать и искать. Про то, что его не забыли, что его любят, что чтут память о нем.

Опрос проводила Марина Удальцова

Фото из личных архивов участников опроса

Вернуться к списку новостей