Новости Отрадного

Президент РФ об истоках Второй мировой войны

В этом году наша страна отметит знаменательную и важную дату — 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. В декабре 2019 года Президент РФ Владимир Путин на неформальном саммите СНГ в своем часовом докладе рассказал главам государств об истоках Второй мировой, основываясь на ряде архивных документов.

Поводом для подготовки доклада стала одна из последних резолюций Европейского парламента от 19 сентября 2019 года «О важности сохранения исторической памяти для будущего Европы». Согласно этому документу, так называемый пакт Молотова-Риббентропа «поделил Европу и территории независимых государств между двумя тоталитарными режимами, что проложило дорогу к началу Второй мировой войны». Президент решил разобраться в этом вопросе и попросил поднять некоторые архивные бумаги.

По их рассмотрению подтвердилось, что пакт Молотова-Риббентропа был не единственным, подписанным европейскими странами с фашистской Германией. В этом ряду — декларация о неприменении силы между Германией и Польшей, подписанная в 1934-м (по сути, это договор о ненападении); англо-германское морское соглашение от 1935-го (Великобритания предоставила Гитлеру возможность иметь свой военный флот, что было запрещено по результатам Первой мировой); совместная англо-германская декларация Чемберлена и Гитлера от 30 сентября 1938-го; франко-германская декларация, подписанная 6 декабря 1938 года в Париже министрами иностранных дел Франции и Германии Бонне и Риббентропом; договор между Литовской Республикой и Германским рейхом от 22 марта 1939-го (о том, что Клайпедский край вновь воссоединяется с Германским рейхом); договор о ненападении межу Германией и Латвией от 7 июня 1939 года. «Таким образом, договор между Советским Союзом и Германией был последним в ряду тех, которые были подписаны другими европейскими странами, как бы заинтересованными в сохранении мира в Европе, — говорит президент, — при этом Советский Союз пошел на подписание этого документа только после того, как были исчерпаны все возможности и отклонены все предложения СССР о создании единой системы безопасности в Европе».

Очевидно, что именно Версальский договор о мироустройстве породил многочисленные конфликты. В их основе — произвольно оформленные победителями по итогам Первой мировой войны границы новых государств. Это создало условия для возникновения так называемого Судетского кризиса (Судетская область была частью Чехословакии, где компактно проживало немецкое население).

В.В. Путин приводит еще один интересный документ: шифровку полпреда СССР во Франции наркому иностранных дел СССР Литвинову от 25 мая 1938 года о доверительной беседе с премьер-министром Франции Даладье. Эдуард Даладье последние дни посвятил выяснению позиции Польши по Мюнхенскому соглашению, в результате которого Германии должны были отойти Судеты. «Зондаж в Польше дал отрицательный результат, — говорит премьер-министр Франции. — Не только не приходится рассчитывать на польскую поддержку, но нет уверенности, что Польша не ударит с тыла». Вопреки

заверениям поляков Даладье не верил в их лояльность даже при прямом нападении Германии на Францию. Он потребовал от польского посла во Франции Лукасевича ясных и недвусмысленных ответов, с кем поляки будут в мирное и военное время. На вопрос о том, пропустит ли Польша советские войска, Лукасевич ответил отрицательно и заявил, что по советским аэропланам будет открыт огонь. Услышав от посла, что Польша не придет на помощь (а между Францией и Чехословакией был договор о взаимопомощи), если после нападения на Чехословакию Германия объявит войну Франции, Даладье сказал, что не видит смысла во франко-польском союзе и в жертвах, которые приносит его страна.

О чем это говорит? О том, что Советский Союз готов был оказать помощь Чехословакии, которую нацистская Германия собиралась ограбить. Но в договоре между Советским Союзом и Чехословакией было отмечено, что СССР будет делать это только в том случае, если свои обязательства перед Чехословакией выполнит и Франция. Франция связала свою помощь Чехословакии с поддержкой со стороны Польши. Польша отказалась.

Что же предприняли польские власти, когда Германия начала претендовать на часть чехословацкой территории? Они также предъявили требования на свою долю «добычи» и потребовали, чтобы им была передана определенная часть этой территории. Более того — были готовы применить силу, сформировав специализированную военную группу под названием «Силезия», в состав которой вошли три пехотные дивизии и кавалерийская бригада.

Еще один архивный документ, представленный Президентом РФ, — из отчета командующего отдельной оперативной группой «Силезия» господина Бортновского о подготовке наступательной операции по захвату Тешинской области и обучении войск. Польские власти готовили и засылали боевиков на чехословацкую территорию для совершения диверсий и терактов, вели активную подготовку к разделу и оккупации страны. А если прочитать запись беседы посла Германии в Польше Мольтке с министром иностранных дел Польши Беком, то в ней глава МИДа выражает надежду, что «в областях, на которые претендует Польша, не возникнет противоречий с германскими интересами». Это доказательство дележа чехословацкой территории.

30 сентября 1938 года Варшава направила в Прагу ультиматум с безоговорочным требованием передать ей часть территории Чехословакии — Тешинскую область. Франция и Великобритания не поддержали чехов, что вынудило их согласиться с требованием. 1 октября Польша одновременно с Германией, которая аннексировала Судеты, начала прямой захват территорий, тем самым разорвав соглашение, которое сама ранее заключила с Чехословакией. Как подчеркивает Владимир Путин, «в Польше, безусловно, отдавали себе отчет в том, что без гитлеровской поддержки попытки захвата части территории Чехословакии обречены на провал».

Еще один показательный документ — запись беседы, состоявшейся 1 октября 1938 года в Варшаве между германским послом господином Мольтке и Юзефом Беком, о польско-чешских отношениях и позиции СССР в этом вопросе. В ней министр иностранных дел Польши выражает благодарность за лояльную

трактовку польских интересов на Мюнхенской конференции, а также за искренность отношений во время чешского конфликта: «Правительство и общественность Польши полностью отдают должное позиции фюрера и рейхсканцлера».

Польша и Венгрия присоединились к Германии для травли Чехословакии. Франция и Англия, которые пытались идти на уступки и, всячески удовлетворяя германские требования, хотели спасти существование чешского государства, оказались перед лицом единого фронта трех государств, добивавшихся раздела Чехословакии. Руководители рейха, не таившие, что их цель — стереть Чехословакию с карты Европы, немедленно воспользовались польским и венгерским демаршами, чтобы уже 21 сентября объявить через свои официальные печатные органы о том, что сложилась новая ситуация, для которой требуется новое решение.

«Как же тогда крупные мировые политики оценивали Мюнхенский сговор, это соглашение, которое было подписано между Гитлером, Великобританией и Францией в 1938-м? Можно сказать, что за редким исключением весьма позитивно реагировали и оптимистично. Только Уинстон Черчилль честно оценил ситуацию и назвал вещи своими именами», — говорит В.В. Путин. 5 октября 1938 года Черчилль в своей речи в палате общин британского парламента заявил: «Мы только что потерпели полное и безоговорочное поражение. Все кончено. Чехословакия сломлена, всеми покинута и в скорбном молчании погружается во мрак. Настало время посмотреть правде в глаза. Довольно обманывать самих себя! Мы должны реально оценить масштаб бедствия, постигшего мир. Мы оказались перед лицом величайшей катастрофы, обрушившейся на Великобританию и Францию. Мы потерпели поражение, не участвуя в войне. И последствия этого поражения еще долго будут напоминать о себе. Не думайте, что опасность миновала, это еще далеко не конец, это только начало грандиозного сведения счетов. Это лишь первый тревожный звонок».

СССР, оставшись в одиночестве, вынужден был принять реальность, которую создали западные государства. Раздел Чехословакии происходил предельно жестоко и цинично. Можно со всеми основаниями утверждать: именно Мюнхенский сговор послужил поворотным моментом в истории, после которого Вторая мировая война стала неизбежной.

Хотелось бы, чтобы современные европейские политики помнили высказывания своих лидеров времен окончания войны. Вот примеры из личного послания Черчилля Сталину от 22 февраля 1945 года: «Будущие поколения признают свой долг перед Красной Армией так же безоговорочно, как это делаем мы, дожившие до того, чтобы быть свидетелями этих великолепных достижений» — и президента США Трумэна: «Мы глубоко ценим великолепный вклад, внесенный могучим Советским Союзом в дело цивилизации и свободы. Вы продемонстрировали способность свободолюбивого и в высшей степени храброго народа сокрушить злые силы варварства, как бы мощны они ни были».

Надежда Грек, учитель истории и обществознания

Фото с сайта gazeta.ru

Вернуться к списку новостей