Новости Отрадного

Высокие технологии для профориентации

Круглый стол, который провела 5 марта комиссия по образованию, молодежной политике, патриотическому воспитанию, физкультуре и спорту Общественной палаты Ленобласти был посвящен вопросам поддержки технического образования и творчества детей, и прошел на двух площадках – в Путиловской общеобразовательной школе и детском технопарке «Кванторииум» города Кировска. Своей задачей организаторы круглого стола поставили обсудить систему развития детского технического  образования и творчества в регионе и ее роль в профориентации выпускников 47-го региона.
Путиловская школа – одна из 28 школ Ленинградской области, которая стала участником федерального проекта по созданию центров образования «Точки роста»  в соответствии с нацпроектом «Образование». В рамках проекта здесь переоборудованы 2 класса: первый стал проектным центром для работы учеников с 1 по 9 класс, второй – современным медиацентром. Прежде чем рассказать о том, какое место занимает «Точка роста» в работе сельской школы, ее  директор Анна Яндовская провела для гостей подробную  экскурсию и пригласила на урок по программе «Окружающий мир» во 2 классе. Здесь ученики продемонстрировали, как проектная деятельность становится привычным элементом учебного процесса , представив гостям свои проекты, посвященные своим семьям и своей малой родине.
В медиацентре «Точки роста» прошла первая часть обсуждения: Анна Яндовская ознакомила участников совещания в основными направлениями проекта, в их числе информатика, технология и ОБЖ. Учителя-предметники прошли необходимое обучение, чтобы использовать в работе новые компетенции, но и на месте обучают коллег. Новые классы не должны простаивать, в учебное время здесь проводятся уроки, во внеучебное – по программам дополнительного образования занимаются не только дети и учителя, но и родители. Интернет,  робототехника, оборудование виртуальной реальности, квадрокоптеры и, конечно, шахматы – изучить, освоить, чтобы понять, хочешь ли дашь заниматься техническим творчеством, здесь могут все ученики. В планах администрации школы – открытие на базе центра программ для жителей села, не являющихся родителями школьников, например курсы компьютерной грамотности для пожилых людей – бабушек и дедушек. Использовать возможности Центра в сельской местности необходимо с пользой для всего населения, а не только учеников, считает директор школы. 
О том, что современная школа должна играть новую роль в формировании общественной жизни территорий, высказался в своем выступлении и генеральный директор компании «GRAMAT», занимающейся реализацией проектов «Точка роста» в Ленобласти, Сергей Рыбников. «Мы ставим перед собой задачу сделать школу такой, в которую хочется приходить. Место школы в образовательном процессе необходимо переосмыслить, классы, коридоры, рекреации – любое пространство необходимо использовать для создания новой образовательной среды. И сегодня мы хотим обратной связи от учеников, чтобы в соответствии с реальными запросами создавать пространство, нацеленное на повышение эффективности образования».
Подводя итоги первой части круглого стола, председатель комиссии Вероника Каторгина поддержала выступающих, отметив, что созданные в рамках нацпроекта «Точки роста» становятся реальными точками притяжения для жителей поселений, точками взаимодействия родительской и педагогической общественности, и это тоже одна из главных задач новых образовательных центров.
Кировский технопарк «Кванториум» - один из двух центров детского технического творчества, созданных в прошлом году на территории Ленинградской области в соответствии с нацпроектом «Образование». Задача центров – создание уникальной среды для научно-исследовательской деятельности и развития технических способностей ребенка. В отличие от всеволожского технопарка, созданного за счет федерального финансирования, кировский был профинансирован из регионального бюджета.  Экскурсия по Кванториуму и знакомство с некоторыми из его воспитанников, которых здесь называют «кванторианцы», гостей приятно удивило, настолько увлеченными выбранным делом оказались и дети и их наставники. 
Чуть позже о взаимодействии технопарка с Кировским политехническим колледжем, на базе которого он организован, рассказал директор техникума Олег Горчаков, который заметил, что дети, получившие навыки технической и исследовательской деятельности подходят к выбору специальности более осознанно. 
О необходимости вовлечения в инженерно-конструкторскую и исследовательскую деятельность детей и подростков и взаимной интеграции  учреждений общего и дополнительного образования говорила в своем выступлении доцент кафедры управления Ленинградского областного института развития образования Татьяна Рогозина. Таких форм обучения у нас еще не было, и важно научиться конструктивно их использовать. Кванториум – это живой развивающийся организм, и каждый раз, попадая в него, можно находить новую информацию.
Девиз Кванториумов – «Успех каждого ребенка», говорит руководитель технопарка Оксана Суворова, - здесь создается инновационная среда, которая формирует у детей креативное, критическое и проектное мышление. В каждом Кванториуме – свои направления, например, в кировском их пять, помимо обязательных предметов: математики, технического английского и шахмат. Таковы условия проекта. Кировские дети осваивают It-технологии, виртуальную реальность, занимаются в промроботоквантуме, энерджиквантуме и аэроквантуме. Есть также хайтек – это общее для всех объединение. Обучение модульное, освоив очередной модуль, ребенок обучающийся принимает решение, двигаться ли ему дальше в соответствии с выбранным профилем, сменить направление или уйти, если пришло понимание, что технические знания не входят в круг его интересов.  В соответствии с федерльными требованиями, в каждом Кванториуме должно бесплатно обучаться не менее 800 учеников. 
В ходе обсуждения у участников круглого стола возникли вопросы, связанные с тем, насколько увязано обучение в технопарках со школьными программами и позволяет ли оно выходить на индивидуализацию образовательного процесса, как Кванториумы взаимодействуют с учреждениями общего образования, а, главное, как оно влияет на осознанность выбора профессии выпускников и их востребованность работодателями. Важность формирования у обучающихся ранней осознанной профессиональной ориентированности и особой ответственной роли педагога-наставника в этом процессе отметил и представитель Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР) Александр Трегубов.
Может ли обучение в технопарке  стать трамплином для поступления в технические и естественно-научные вузы, поинтересовалась член комиссии Ирина Княжева. Пока официально механизмов такого поощрения молодых талантов нет, но есть льготы абитуриентам, имеющим патенты за изобретения, к тому же, вузы имеют право предусматривать собственные льготы, пояснили представители ЛОИРО.
О программах профориентации для молодежи Ленобласти, которые уже не первый год действуют, их материально-технической и методической поддержке, рассказала представитель регионального Комитета по труду и занятости населения Ленинградской области Марина Калинина. По ее словам, в регионе создана определенная система мероприятий, включающая форумы, конкурсы профессионального мастерства, различные стажировки, семинары, экскурсии на предприятия.
Членов палаты интересовали различные особенности работы уникального образовательного центра, так, Сергей Аверьянов поднял вопрос  создания отдельных мест для занятий детей с ограниченными возможностями здоровья, а Николай Свирин – развития технической оснащенности Кванториумов, ведь, как известно, технологии в современном мире меняются быстрее, чем изнашивается техника. 
Работа Кванториумов в Ленинградской области пока вызывает немало вопросов у тех, кто знакомится с ней впервые, ведь это совершенно новые образовательные учреждения. Пока их в регионе всего два, но уже в следующем году запланировано открытие технопарков в Кингисеппском, Выборгском и Гатчинском районах и Сосновом Бору, а также It-куба на базе Киришского политехнического техникума. Уровень обучения, который предлагается школьникам в рамках новой структуры допобразования, - действительно высокий, нужно помнить, - и с этим согласились все участники круглого стола, - обучение в Кванторумах – не самоцель, не менее важно решать вопросы дальнейшего образования, трудоустройства и профессионального роста сегодняшних кванторианцев. Участники Круглого стола сошлись во мнении, что результат развития технического творчества, включая реализацию программ дополнительного образования по цифровым, естественнонаучным и гуманитарным профилям не возможен без тесного взаимодействия с предпринимательским сообществом работодателей, так цель применения полученных знаний всё-таки в том, чтобы применить их на пользу людям, на благо общественного развития всей страны и в первую очередь нашего региона - Ленинградской области.

 

источник: пресс-служба общественной палаты Ленобласти

 

Вернуться к списку новостей