Новости Отрадного

Подарок супруге

В XVIII–XX веках в границах современного города Всеволожска существовали мызы Рябово и Приютино, а неподалеку располагалась Марисельская мыза. Рябово за время своего существования сменило четырнадцать владельцев — от Александра Меншикова до Василия Всеволожского, и о нем мы уже рассказывали в одной из прошлых публикаций. А сейчас давайте заглянем в Приютино.
НЕПОВТОРИМЫЙ УГОЛОК
Приютино — одна из немногих сохранившихся до наших дней усадеб первой половины XIX века. Она принадлежала Алексею Николаевичу Оленину, первому директору Публичной библиотеки и президенту Академии художеств, купившему эту землю для супруги Елизаветы Марковны (урожденной Полторацкой) в 1795 году у барона Густава Фридрикса (Фредерикса) за 3000 рублей ассигнациями. Для усадьбы расчистили равнинное место у Рябовского шоссе. К 1805 году были построены «между речкой Лубьей и небольшим ручьем при вновь заведенной запруде… мыза деревянная, а при ней кирпичный завод». Из-за нехватки средств строительство велось в течение двух десятилетий, но собственный кирпичный завод обеспечивал возведение всех сооружений, так что деревянные строения постепенно сменились более основательными из красного неоштукатуренного кирпича. К 1820-м годам было выстроено два господских дома, две оранжереи, 26 хозяйственных и служебных построек. Окончательно сформировался и разросся заложенный на берегу пруда пейзажный парк, композиционным центром которого стала запруда на Смольном ручье. Разные по силуэту и цветовой гамме декоративные кусты и деревья, обрамлявшие извилистую береговую линию, были сгруппированы так, что по мере движения вдоль запруды взору прогуливавшихся открывались великолепные пейзажные «картины». А.Н. Оленин также получил разрешение устроить в усадьбе домовую Троицкую церковь, которая была освящена в 1830 году. Когда в 1841-м храм упразднили, медный золоченый крест с мощами был передан в Ильинскую церковь на Пороховых. Часть усадебных построек обнаруживает влияние большого друга семьи Олениных Николая Александровича Львова, архитектора, инженера, художника и строителя. Прямых свидетельств его участия нет, однако в самом принципе формирования усадьбы, особенно в парковой ее части, улавливается его стиль, хотя специалисты по дворянским усадьбам предполагают, что архитектором главного дома был художник Иван Алексеевич Иванов.
ПРИЮТ ТВОРЦОВ
В доме Олениных собирались члены так называемого оленинского кружка — поэты, писатели, художники и музыканты. В результате в Приютино сложился особый жизненный уклад, названный впоследствии усадебной культурой. Возможность общения в свободной обстановке с близкими по духу людьми привлекала сюда почти весь цвет русской культуры того времени. В разные годы у Олениных бывали поэты Константин Батюшков и Василий Жуковский; художники Орест Кипренский, Григорий Гагарин, Карл и Александр Брюлловы; композиторы и музыканты Михаил Глинка, Алексей Верстовский, Александр Алябьев, Матвей и Михаил Виельгорские. В любительских спектаклях на сцене домашнего театра участвовали актеры Катерина Семёнова, Иван Сосницкий, Василий и Александра Каратыгины. В доме Оленина нашли пристанище баснописец Иван Крылов и автор перевода «Илиады» Гомера на русский язык Николай Гнедич. Молодой Александр Пушкин, будучи влюбленным в младшую дочь Олениных Анну, не раз посещал усадьбу и посвятил девушке цикл лирических стихов.
КОГДА МУЗЫ УМОЛКЛИ
Через три года после смерти супруги, в 1841-м, Алексей Николаевич продал усадьбу за 40 тыс. рублей серебром надворному советнику, штаб-лекарю Фердинанду Матвеевичу Адамсу, гомеопату и большому поклоннику сельскохозяйственных нововведений, который превратил бывший приют муз в молочную ферму. После этого хозяева усадьбы менялись несколько раз. Одни использовали ее как загородную дачу, другие вновь засевали поля и заводили молочный скот. При последнем владельце Мартыне Александровиче Краузе, купившем имение в 1896 году за 55 тыс. рублей, сохранялись все постройки и велось образцовое хозяйство, но больше никогда это место не называли «усадьбой русских поэтов». После революции в имении был организован совхоз «Приютино». В годы Великой Отечественной войны здесь был небольшой, полевого типа аэродром, а жилые постройки занимали летчики, техники и медики. После войны парк в Приютино утратил свою красоту, а все сохранившиеся постройки были поделены на обычные коммуналки. Однако в 1960-м усадьба была включена в число памятников культуры республиканского значения, и постепенно началось ее возрождение в качестве музея.
НОВАЯ ЖИЗНЬ
В 1970-х появилась первая экспозиция, созданная с помощью прямых потомков А.Н. Оленина, которые передали портреты и личные вещи семейства. Был приведен в порядок парк: там сделали дорожки, облагородили деревья. Затем началась реставрация господского дома, а в 1990-м Приютино открыло свои двери как полноценный музей с богатыми фондами, яркой интерьерной экспозицией (в частности воссозданы комната молодого человека и комната барышни: в первой размещен персидский ковер с развешанным на нем оружием, вторая наполнена множеством мелких бытовых вещиц — свидетелей эпохи) и чудесными пейзажами вокруг.

Сергей Сковпнев
Фото автора, паблика «Приютино» ВКонтакте,
museumsworld.ru,
Владимира Синькова и Екатерины Борисовой

Елизавета Маркова Оленина (1768-1838)
Художник В. Боровиковский.
1791 г. картон, масло.
Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Господская кухня и прачечная. 2008 г.

Молочный погреб в виде ротонды

Господский дом. 1957 г.

Господский дом. 2017 г.

 

https://vk.com/video-535625_456240132

Проект «Дачная жизнь» музейно-выставочного центра «РОСФОТО». В экспозиции присутствовали предметы из коллекции усадьбы Приютино

 

Вернуться к списку новостей