Новости Отрадного

Беломорканал: записки туриста

Как живёт карельская глубинка в современном мире

 

Посвящается моему деду Афанасию Афанасьевичу Дубинину, начальнику шлюза №9 Беломорканала с 1940-х по 1968 год

 

Осударева дорога и Беломорканал

Осударева дорога — это сухопутная трасса, проложенная по приказу Петра I от пристани Нюхчи на Белом море к Повенцу на Онежском озере. Общая длина дороги составила 174 версты (185,5 км). Именно благодаря этой трассе было прорублено окно в Европу.

В первых числах июля 1702 года около пяти тысяч мужиков из Нюхчи, Сумского Посада, Кеми, Усть-Онежского погоста, Каргополя, Белоозера и Повенца Карелии и Архангельской губернии были пригнаны к месту работ. К ним присоединились крестьяне Соловецкого монастыря, выговские староверы. Народ прибывал на лошадях с подводами, волокушами, инструментами. Строительство дороги велось одновременно с севера, от Нюхчи, что находится на южном берегу Белого моря, и с юга, от Повенца (Карелия).

Менее чем за месяц дорога была в основном подготовлена. 5 августа 1702 года Михаил Щепотев написал Петру I: «Государь! Дорога и пристань, и подводы, и суда на Онеге готовы». А с 16 августа начался великий переход: в рекордно короткие сроки — всего за девять дней! — русские полки прошли по Осударевой дороге, да не просто прошли, а протащили корабли «Святой Дух» и «Курьер» и почти полторы сотни пушек, двигаясь со средней скоростью около 20 верст в день (1 верста равна 1,07 км).

Спустя две с лишним сотни лет, в 1931 году, группой советских инженеров был разработан проект первого межбассейного сооружения Беломорско-Балтийского канала, состоящего из 19 шлюзов, 13 плотин различной конструкции, 41 дамбы и 13 водоспусков, с протяженностью напорного фронта в 50 и искусственных водных путей почти в 40 километров. Канал практически точь-в-точь повторял маршрут Осударевой дороги XVIII века.

В 2014 году, после нескольких десятилетий упадка, государство взялось за реформирование стратегически важного объекта, связывающего Северный морской путь (кратчайший путь между Европейской частью России и Дальним Востоком) с Балтийским морем и бассейном реки Волги. Сейчас это водное сооружение относится к Министерству транспорта Российской Федерации и является Федеральным бюджетным учреждением «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних путей» (ФБУ «Администрация «Беломорканал»).

 

Дорога вдоль канала

Шлюз №9 — самый удаленный от населенных пунктов. Добраться до него можно либо по воде (то есть по самому каналу), либо по суше из районного центра, города Медвежьегорска (большая часть этого пути представляет собой грунтовую дорогу). Я выбрал второй вариант и всю дорогу из окна легкового автомобиля любовался практически нетронутой природой Карелии. Мимо проплывали голубые глазницы озер, желтые покровы молодых и старых болот, высокие ели в изумрудных юбках и цепи мелькающих то по одну, то по другую сторону одноногих столбов связи и электроснабжения.

Дорога представляет собой своеобразные «карельские горки»: она то ныряет в гущу леса, то взбирается на холмы. На сорокакилометровом пути от поселка Повенец до шлюза №9 нет ни магазинов, ни автозаправок, ни гостиниц, только лес, болота и бескрайнее карельское небо с белыми подушками облаков.

 

Шлюз №9

На шлюзе №9 Беломорканала я не был много лет, и оказалось, что стратегический объект изменился до неузнаваемости. Территория шлюза преобразилась, и попасть на нее теперь непросто: появилась вооруженная охрана и десятки электронных глаз круглосуточно помогают ей следить за безопасностью. Всё оборудование шлюза и ворота модернизированы, шлюзовая камера полностью отремонтирована и радует глаза серым цветом бетонных стен. А ведь до конца XX века стены камеры оставались деревянными!

Сотовой связью этот участок не охвачен, но персонал шлюза использует собственный канал, а у некоторых жителей в домах есть стационарные телефоны для сообщения с «большой землей».

 

Социальные объекты

Немного восточнее шлюза раскинулся небольшой поселок. Его население в настоящее время насчитывает около тридцати человек, в основном это люди, обеспечивающие работу шлюза. Они трудятся вахтовым методом.

После реформ 2014 года поселок, как и прочие населенные пункты при шлюзах Беломорканала, перешел в подчинение администрации поселка городского типа Повенец Медвежьегорского района Республики Карелия. Ранее в поселке при шлюзе №9 функционировала начальная школа, но ее закрыли и теперь дети на весь учебный год уезжают познавать науки в интернат в Повенце. Нет в поселке и фельдшера: молодому специалисту здесь не понравились, и она нашла себе место в районном центре.

Удивил открытый местным предпринимателем магазинчик, где торгуют продуктами и хозяйственными товарами. Цены мало отличаются от цен сетевых магазинов. Режим работы — с 16 до 17 часов ежедневно. На вопрос о свежести продуктов, женщина-продавец лет пятидесяти честно ответила, что все в пределах сроков, а вот помидоры по 80 рублей за килограмм, которые мне приглянулись, она покупать не рекомендовала, так как они очень твердые.

 

Исторические места

Примерно в километре от шлюза №9 слева от дороги стоит знак «Деревня Телекино». В эти края, начиная с 1993 года, периодически наведываются экспедиции под руководством научного сотрудника Карельского государственного краеведческого музея Михаила Юрьевича Данкова. Их цель — раскрыть все тайны Осударевой дороги и найти ее части — гати. Так называются настилы из жердей, бревен, хвороста и т.п., по которым сухопутным путем прошел от Архангелогородских верфей до берегов Балтики первый Российский флот. Практически все возможные пути следования двух кораблей изучены, но сами гати до сих пор скрыты под дециметровым верхним слоем болот и не изучены полностью. В 1995 году мне посчастливилось поучаствовать в одной из таких экспедиций, но не около Беломорканала, а намного севернее, там, откуда начинался лесной путь двух кораблей, в Беломорском районе Республики Карелия.

 

Экотуризм

В эти забытые Богом края с мая по сентябрь ежегодно устремляются заядлые рыбаки и любители лесных даров, судя по госномерам на автомобилях - жители первопрестольной, Вологодской области и Карелии. Гостиниц в этих местах нет, поэтому они оставляют своих железных коней возле проходной на шлюз, а сами на лодках устремляются на один из островов в Выгозере, где заботливыми рыбаками построены избушки для сурового мужского отдыха вдали от благ цивилизации.

Те, у кого водных транспортных средств нет, довольствуются ловлей с берега. В этом им помогает шум водосброса с плотины, на магический звук которого устремляется как мелкая рыбешка (плотва и окуни), так и хищники покрупнее (щуки). На ночь маленький полуостров возле плотины превращается в импровизированное пристанище: здесь вырастают палатки, по периметру которых, как бусы для туземцев, развешиваются тушки вялящейся рыбы.

Природа сполна обеспечивает и местных, и вахтовиков шлюза, и рыбаков, и собирателей лесных даров всем необходимым для пропитания: рыбой, грибами, ягодами (здесь растут морошка, малина, земляника, черника, голубика). Главное — уметь грамотно пользоваться этими дарами, чтобы не нарушить экологическое равновесие этих мест и не быть оштрафованными инспекторами Рыбнадзора.

Приезжайте, отдыхайте, набирайтесь здоровья!

Алексей Дубинин, фото автора

Источники: научно-исследовательский проект «Осударева дорога» и сайт ФБУ «Администрация «Беломорканал» bbkanal.ru

 

 

Справка

Осударева дорога

Это сухопутная трасса, проложенная по приказу Петра I от пристани Нюхчи на Белом море к Повенцу на Онежском озере. Общая длина дороги составляла 174 версты (185,5 км). Именно благодаря ей было прорублено окно в Европу. А в 1931 году был разработан проект первого межбассейного сооружения Беломорско-Балтийского канала, который почти точь-в-точь повторял маршрут Осударевой дороги.

 

Интересный факт

В Великую Отечественную войну во время одной из бомбежек в камеру шлюза №9 упала авиационная бомба и… не взорвалась. По инструкции начальник шлюза должен был вызывать саперов НКВД из Медвежьегорска, что в пятидесяти километрах, однако одновременно запрещалось (вплоть до расстрела!) прекращать судоходство, а по каналу в тот момент шли пароходы с грузами американского ленд-лиза из Мурманска. Тогда было принято решение закрыть шлюзовую камеру и вручную выкачать несколько кубометров воды. Всё это делалось самим начальником шлюза и женщинами. После откачки воды неразорвавшаяся бомба с помощью лебедки была аккуратно поднята на поверхность и отвезена на подводах за несколько километров от объекта. Лишь на следующий день прибыли саперы, которые ее обезвредили.

Вернуться к списку новостей