Новости Отрадного

Победный салют

Салют Победы

 

…И в ночи январской беззвездной,

Сам дивясь небывалой судьбе,

Возвращенный из смертной бездны

Ленинград салютует себе.

Анна Ахматова

 

Блокада Ленинграда началась с момента выхода немецких войск к Шлиссельбургу. Ставка Верховного Главнокомандования неоднократно принимала меры к деблокаде города. Так, в конце 1941-го и в течение 1942-го советскими войсками было проведено несколько наступательных операций, в которых изматывались и обескровливались основные силы противника, однако разорвать вражеское кольцо и освободить Ленинград не удалось.

Используя благоприятную обстановку, сложившуюся на фронтах в конце 1942-го и начале 1943-го, войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали оборону противника и отбросили его от южного побережья Ладожского озера на расстояние до десяти километров. В полосе прорыва в тяжелейших условиях, под обстрелами и бомбовыми ударами, военные железнодорожники и спецформирования НКПС за восемнадцать дней построили железную дорогу, которая была названа Дорогой Победы. За время существования — с 7 февраля 1943 по 13 мая 1944 года — по ней было перевезено 4 млн 442 тыс. тонн грузов, в основном продовольственных.

После прорыва блокады в Ленинграде вновь стали работать десятки заводов, производивших оружие для фронта. И, хотя блокада была прорвана, фашисты еще стояли в непосредственной близости от города. Они были в ярости от своего поражения и всячески старались отомстить. После январских боев гитлеровцы усилили обстрел городских кварталов. Только за 1943 год на ленинградские улицы упало 68 тысяч снарядов (каждый день — почти двести штук, а были дни, когда их оказывалось намного больше). По указанию Верховного ГК войсками Ленинградского фронта непрерывно велась подготовка к полному снятию блокады и очищению Ленинградской области от немецко-фашистских захватчиков. Железнодорожные войска также принимали непосредственное участие в обеспечении перегруппировки и сосредоточения войск фронта на главных направлениях для нанесения решительного удара.

В июне 1943-го Военный Совет Ленинградского фронта возложил на 9-ю железнодорожную бригаду строительство автодорожного моста через реку Неву в районе Шлиссельбурга для пропуска тяжелых танков, так как существовавшие в том районе понтонные мосты не имели достаточной грузоподъемности. У поселка Лисий Нос на побережье Финского залива был построен пирс длиной более трехсот метров, позволявший кораблям Балтийского флота подходить под погрузку техники, материальных средств и войск, переправляемых на Ораниенбаумский плацдарм.

Строительство пирса, как и перевозка войск и боевой техники, осуществлялись в весьма сложных условиях ледостава, в непосредственной близости от берегов, занятых противником, в зоне постоянного огня его артиллерии. Самоотверженность и героизм воинов железнодорожников и моряков Балтийского флота способствовали скрытному и организованному сосредоточению 2-й ударной армии на Приморском плацдарме.

И вот — наступил долгожданный час! Утром 14 января 1944 года артиллерийская канонада возвестила начало наступления. В 9 часов 35 минут более 1700 орудий и минометов открыли огонь по врагу. В 10 часов 40 минут три стрелковых дивизии с танковым полком перешли в атаку. В первый же день боя передовая позиция главной обороны врага была прорвана.

15 января в 9 часов 30 минут 2300 орудий и минометов обрушили тысячи снарядов и мин на семнадцатикилометровый участок обороны противника на Пулковских высотах. В 11 часов дивизии 42-й армии перешли в атаку. К исходу дня оборона противника была сломлена и на этом участке.

27 января 1944 года в итоге двенадцатидневных боев войска Ленинградского фронта, прорвав сильно укрепленную, глубоко эшелонированную долговременную оборону немецко-фашистских войск, кичливо именовавшуюся фашистами Северным валом, и затем, стремительно развивая наступление, освободили более 770 населенных пунктов, отбросив противника от Ленинграда на 65-100 километров. В итоге боев город был полностью освобожден от вражеской блокады и от варварских артиллерийских обстрелов противника.

27 января Военный Совет Ленинградского фронта издал приказ, обращенный к войскам и жителям города; ко всем, кто его защищал. «Граждане Ленинграда! Мужественные и стойкие ленинградцы! Вместе с войсками Ленинградского фронта вы отстояли наш город. Своим героическим трудом и стальной выдержкой. Преодолевая все трудности и мучения блокады, вы ковали оружие победы над врагом, отдавая для дела победы все свои силы», — говорилось в приказе.

Вечером весь город, все — от мала до велика — вышли на улицу посмотреть салют. Это был единственный случай за весь период Великой Отечественной войны, когда сам фронт давал салют в честь одержанных им побед. В 20 часов грянул первый залп из 324 орудий. Грохочущее эхо прокатилось над улицами и площадями, над величественными зданиями города, в который никогда не ступала и не ступит нога чужеземного завоевателя.

Высоко взвились ракеты, расцветив вечернее небо тысячами разноцветных огней, осветив шпиль Адмиралтейства, купол Исаакия, громады дворцов, набережные, мосты на Неве. Яркие лучи прожекторов скрестились в облаках. Ленинградцы, собравшиеся на улицах, площадях, набережных Невы, еще недавно подвергавшихся обстрелам, радостно приветствовали своих освободителей — воинов Ленинградского фронта. Один за другим прогремели 24 исторических залпа. Били орудия, установленные на Марсовом поле, на берегах Невы, била артиллерия кораблей Краснознаменной Балтики. И каждый раз тысячеголосое «ура» ленинградцев сливалось с грохотом орудий в единый торжественный салют. Величественное феерическое зрелище было видно далеко за Ленинградом, отблески его видели славные воины ленинградского фронта.

Почти девятьсот дней ленинградцы терпели муки голода и нечеловеческого труда, но не склонили головы перед врагом. И великий день настал! Для ленинградцев он был самым верным предвестником грядущей полной Победы.

С праздником вас, дорогие земляки!

В. С. Бобиков, ветеран Великой Отечественной войны, полковник в отставке

 

Об авторе

Этот очерк написан В.С. Бобиковым, участником Великой Отечественной войны, полковником в отставке. Во время блокады Ленинграда Вадим Сергеевич, тогда еще красноармеец 21-го отдельного железнодорожного восстановительного батальона 11-й отдельной железнодорожной бригады (оЖДБр), был непосредственным участником и очевидцем суровых будней защитников осажденного города. В настоящее время Вадим Сергеевич является членом комитета Межрегиональной общественной организации ленинградских ветеранов войны и военной службы — однополчан; председателем Объединенного совета ветеранов войны и военной службы железнодорожных войск по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Уже много лет автор пишет в газеты и журналы статьи о деятельности железнодорожных войск в годы Великой Отечественной войны, в битве за Ленинград. Многие свои труды ветеран войны посвятил истории участия частей и соединений железнодорожных войск в обороне Ленинграда в годы блокады. Его статьи, очерки и монографии написаны на основе подлинных документов и воспоминаний защитников города. Немало интересных исторических материалов хранится и в домашнем архиве Бобикова — с пометками на полях, с закладками между страницами книг. И эта очень важная работа продолжается им до сих пор. Значительную часть своей жизни Вадим Сергеевич посвятил малоизученной странице истории блокадного Ленинграда — прокладке и эксплуатации Шлиссельбургской железнодорожной магистрали, участником строительства которой он являлся в составе 11-й оЖДБр.

Архивные документы, воспоминания железнодорожников, солдат и офицеров, газеты и другие издания военных лет позволили Вадиму Сергеевичу достичь результатов, которые во многом совпадают с окопной правдой участников тех событий.

Вернуться к списку новостей