Территория единства

Стать ценными друг для друга

Иерей Георгий Якимов — о будущем России и роли Церкви в жизни общества

Никто не сомневается, что духовно-нравственный аспект воспитания очень важен, если мы хотим вырастить наших детей людьми, не тяготящимися жизнью или прожигающими ее, но искренне любящими жить и стремящимися к преображению этого мира и единству с близкими и Отечеством. О том, как этого достичь, а также о примерах из истории, когда Церковь становилась важной составляющей в деле сохранения общества и государства, мы побеседовали с настоятелем храма великомученика Пантелеимона в Отрадном, иереем Георгием Якимовым.

Георгий Васильевич, что вы вкладываете в понятие «духовно-нравственное воспитание»?

— Это сеяние и взращивание в человеке ценностей духовно-бытийного мировоззренческого порядка, а также нравственных ценностей, вытекающих из оного. Например, признание человеком жизни, дарованной Самим Богом, дает этой жизни непреходящую вечную ценность, призывает принять ответственность за качество твоей, и не только твоей, жизни перед Тем, Кто видит даже мысли твои насквозь; быть благодарным за жизнь Тому, Кто не оставляет и любит тебя; трепетно относиться к законам, которые Он вложил в мироздание, особенно духовным законам, способным помочь тебе выстроить правильные отношения с Творцом, ближним, окружающим миром и самим собой. Воспитание — это еще и живая проверка действенности этих законов на практике и постепенное укоренение и возрастание в праведности. Например, признание важности чистоты сердца и совести неминуемо ведет человека к желанию не нести в себе обиду и простить или устремиться к примирению.

— Почему в истории человечества периодически бывают лихие времена?

— Господь попускает общенародные бедствия, чтобы пробудить людей от греховной спячки, чтобы они обратились к жизни по заповедям Божиим. Когда православный христианин и народ в основной своей массе через попущенное Богом испытание каются, меняют свою жизнь и просят Господа о помощи, то Он не замедляет явить ее. В истории этому есть немало подтверждений. Например, Великая Отечественная война. Нет сомнений, что она была попущена нашему народу после тотального отступления от Бога и небывалых гонений на Церковь. К началу войны монастыри и большинство храмов были закрыты или уничтожены, большая часть духовенства и монашества расстреляна или отправлена в лагеря, на свободе остались четыре епископа и те жили в ожидании ареста. Была развернута мощная атеистическая пропаганда, религию объявили опиумом для народа.

— Однако Церковь сделала немалый вклад в Победу…

— Да, несмотря ни на что, священнослужители с первых дней войны стали вдохновителями и объединителями общества для защиты Родины. Митрополит Сергий (Страгородский) обращался с патриотическими посланиями к православному народу двадцать четыре раза! Верующие активно участвовали и во фронтовой, и в тыловой и в партизанской деятельности. Будущий святой, епископ Лука (Войно-Ясенецкий) трудился хирургом. Будущий патриарх иеромонах Пимен (Извеков) был заместителем командира стрелковой роты. Диакон Борис Васильев из Костромского собора был командиром взвода разведки и дослужился до заместителя командира полковой разведки. Архимандрит Алипий (Воронов) стал стрелком в четвертой танковой армии и дошел до Берлина. Протоирей Александр Романушко с двумя сыновьями воевал в партизанском отряде и был награжден медалью «Партизану Отечественной войны» первой степени. Будущий патриарх, митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) провел в Ленинграде всю блокаду, совершая богослужения, отпевая умерших и утешая верующих, награжден медалью «За оборону Ленинграда».

При этом репрессии продолжались до 1942 года, но потом власти, поняв силу Церкви, начали освобождать духовенство и верующих. И вчерашние репрессированные активно включались в дело защиты Отечества и антифашистской пропаганды. В некоторых монастырях своими силами организовывали госпитали. Церковные певчие посещали госпиталя, чтобы своими умениями поднимать дух раненых. В 1942 году, осуществив сборы, жертвуя даже украшения икон и наперстные кресты, Церковь смогла передать средства для создания танковой дивизии «Дмитрий Донской» и авиационной эскадрильи «Александр Невский». Постоянным призывом к сбору помощи за период с 1942-го и до лета 1945-го Церковь смогла передать армии более 300 миллионов рублей! И это не говоря о духовной помощи, о горячей и слезной мольбе об Отечестве, что невозможно измерить никакими средствами.

Как популяризовать среди россиян необходимость крепких многодетных семей?

— Для начала нужно популяризировать ценность семьи как таковой, ценность полной семьи и супругов друг для друга. А для этого нужно побороться с горделивой ценностью самих себя, собственных потребностей и развлечений. Без восстановления истинных моральных ориентиров количество детей не даст качества, а лишь умножит проблему, потому как неустроенность супружеских отношений будет транслироваться уже не одному-двум, но множеству детей. Для тех, кто чувствует свое супружеское единство и понимание, я думаю, вопрос количества детей и не стоит — они его не боятся.

Есть ли будущее России без православия?

— Наша страна уже пробовала идти богоборческим путем, и мы до сих пор чувствуем последствия этого. Я вижу для России только один путь — путь к обществу, которому противен грех; обществу, познающему, сохраняющему и несущему вечные идеалы, верующему глубоко сознательно, а не безрассудно слепо; православному обществу. Без этого выбора нас ждет еще большее духовно-нравственное разложение и потеря всяких идеалов, ибо мы постоянно видим, как часть общества, хватаясь за очередную безумную «истину», делает неприемлемое вчера возможным для существования сегодня. Я уверен, что безумство мы не изберем, что России — быть!

Беседовал Анатолий Дроздов

Вернуться к списку проектов

Мга помнит!

Вчера во Мге на мемориальном комплексе «Воину-освободителю» прошел митинг