Территория единства

Заступница, указующая путь

640 лет со дня явления образа Тихвинской иконы Божией Матери

9 июля исполнилось 640 лет со дня явления над водами Ладожского озера близ Тихвина образа Богоматери, ставшего одним из символов России. Накануне праздничного дня Преосвященнейший Мстислав, епископ Тихвинский и Лодейнопольский совершил перед Тихвинской святыней малую вечерню с чтением акафиста. В сам день праздника митрополит Павел в сослужении епископа Назария и епископа Мстислава возглавил Божественную Литургию в Тихвинском Успенском мужском монастыре. Богослужение было, по традиции, совершено на помосте с сенью, расположенном рядом с соборным храмом обители. Иерархам сослужили братия монастыря в священном сане, духовенство Тихвинской и Санкт-Петербургской митрополии. Среди молящихся были губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, паломники и участники крестного хода по местам явления Тихвинской иконы Божией Матери «Путь Богородицы».

Обитель в Тихвине

В 1560 году на берегу речки Тихвинки положено было основание святой обители во славу Тихвинской иконы Богоматери, Заступницы земли русской. Над арками святых врат сохранился фрагмент надписи: «Благодатию Христовою и Благоволением Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и тоя помощию, повелением же Царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Русии начало и устроение бысть монастырю сему в лето 7068 февраля в 11 день». Торжественные службы в честь основания обители прошли в присутствии царской семьи в московском Успенском и новгородском Софийском соборах.

Весной-летом того же года был срублен монастырь, сначала деревянный, но добротный и вместительный «по чину великих обителей». Обители было суждено стать домом для величайшей православной святыни, пережить и славные, и смутные времена, служить рубежом обороны от иноземных захватчиков, всегда при этом оставаясь источником чистого духовного сияния, к которому стремились паломники со всей православной России.

«Мы имеем счастье каждый год собираться в Тихвинском монастыре, на праздник нашей святыни. Икона вернулась в Россию, в Тихвин, когда мы с вами стали этого достойны, когда мы стали восстанавливать храмы, вернулись к Богу и поняли, что главное для нас — христианские ценности. Сегодня непростые времена, наша страна отстаивает правоверные ценности и право на нашу культуру. Но победа обязательно будет за нами, ведь наша страна находится под покровом святой Богородицы», — сказал Александр Дрозденко, обращаясь к собравшимся в этот день в Тихвинском монастыре сотням верующих.

Указующая путь

Предыстория и история монастыря неразрывно связаны с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери Одигитрии (что в переводе с греческого означает «Путеводительница», «Указующая путь»). Этот образ, по преданию, был написан евангелистом Лукой во время земной жизни Девы Марии. Лука послал икону вместе с текстом Евангелия и Деяний святых апостолов в дар правителю Антиохии Феофилу.

В 1383 году, за семьдесят лет до падения Константинополя, «сия икона Одигитрия взялась из него манием Божием и перенеслась на Русь». Образ Богоматери чудесно, по воздуху скрылся из Царьграда и явился рыбакам над Ладожским озером, рядом с древнейшей столицей Руси, Старой Ладогой. Констанинопольский патриарх, выслушав свидетельства новгородских купцов и их описания образа, подтвердил, что явленная на Руси икона и есть та самая, что отбыла из Византии невозвратно «за гордость, братоненавидение и неправды народа». В тихвинскую землю икона переместилась вскоре после победы объединенных русских войск под началом благоверного князя Димитрия Донского над ордами Мамая.

Согласно летописи, «в лето 6891 от Сотворения мира, июня в 26 день (9 июля 1383 года после Рождества Христова) явися икона «Пречистыя образ Одигитрия» во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфин». Сюда, на берег реки Тихвинки, пришли священники со множеством народа, и во время усердного соборного моления икона сошла на руки молящихся. Немедля приступили к возведению храма: в тот же день срубили лес, успели сделать три венца, приставили к месту строительства стражу и, славя Бога, разошлись до утра по домам. Но приставленные стражи от усталости заснули, а, проснувшись, обнаружили, что ни иконы, ни начатого сруба, ни даже щепок от сваленного и тесаного леса нет.

Собрался народ. Потерю стали горько оплакивать, затем начали искать икону. И — о, чудо! — она обнаружилась на другом берегу реки вместе с начатым срубом и заготовленными бревнами. Так икона сама окончательно избрала место своего пребывания. Место было «блатно и неровно», однако на него указала сама Богородица, а значит, именно здесь следовало возвести первую церковь Успения, что и было сделано без отлагательства всем миром и щедростью жертвователей.

«У Пречистой на Тихвине»

Слава о чудесах иконы распространилась далеко за пределы края, и в 1507 году, по указу царя Василия III, в Тихвине была заложена пятиглавая каменная Успенская церковь, «отвсюдуже преславно всеми видемая…» В те годы чудотворная икона и получила наименование Тихвинской.

Прообразом тихвинской церкви послужил главный храм государства, Успенский собор Московского Кремля, что в духовной традиции значило очень многое, так как строительство храма, грандиозного по тому времени для отдаленных, порубежных мест, имело государственное значение.

Иван IV Грозный, почитавший Тихвинский образ Богоматери с особым благоговением, приезжал в 1547 году вместе с митрополитом всея Руси Макарием. Молодому великому князю предстояло стать первым венчанным российским монархом, и его прибытие было частью предуготовительной программы торжеств, разработанной митрополитом. Моление Ивана Васильевича «у Пречистой на Тихвине» было предпринято с целью снискать небесного одобрения венчания на царство, ведь венчание русского царя окончательно закрепляло наследование статуса истинной православной империи от Византии к России. Рождалась и набирала силу новая христианская держава, основанная на заповедях крепкой православной веры.

Сребропозлаченный оклад для образа Богородицы, украшенный жемчугом и самоцветами и изготовленный в 1718 году, был «обетным подношением» к чудотворному образу от 67 «лучших торговых людей» Тихвина. Знатные граждане просили архимандрита монастыря Рувима о ходатайстве об их нуждах перед Петром I. Все описания монастыря подробно перечисляют бесконечное количество драгоценных камений, украшавших ризу иконы. Лучшие из них были вкладами русских императриц.

Заступница Руси

Тихвинская икона пользовалась и продолжает пользоваться такой славой, что списки с нее разошлись по России в огромном количестве. В России мало храмов, где не было бы Тихвинской иконы Богородицы.

Во время Великой Отечественной войны немецкие войска при отступлении вывезли икону в Псков, где передали православной духовной миссии. После этого чудотворный образ попала в Ригу, Либаву, Яблонцы, американскую оккупационную зону в Германии, а оттуда епископ Иоанн (Гарклавс) вывез ее в Чикаго.

В 1995 году Тихвинский монастырь был передан Русской Православной Церкви, Успенский собор восстановлен и освящен, а в 2004-м, после шестидесяти лет странствий за рубежом, туда вернулась спасенная икона Богоматери.

Тихвинская икона Богородицы имеет особое значение в жизни России и в наши дни. Восстановлена традиция получения благословения Тихвинской иконы Богоматери первым человеком в государстве: в день инаугурации Владимира Путина Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил Президента РФ именно Тихвинским образом Пресвятой Богородицы.

Анатолий Дроздов

Вернуться к списку проектов

Мга помнит!

Вчера во Мге на мемориальном комплексе «Воину-освободителю» прошел митинг