Территория единства

Ключ к будущему общества

Историческая миссия отечественной системы образования всегда состояла в воспитании гражданственности и патриотизма, ответственности за судьбу страны. Эти ценности воплощены в трудах наших великих педагогов Макаренко и Сухомлинского, в каждодневном подвиге учителей во время Великой Отечественной войны, в подвижничестве мастеров производственного обучения, которые вместе со своими воспитанниками поднимали промышленность в послевоенное время. Слово, мудрость педагогов вдохновляли на научные, технологические триумфы и спортивные рекорды, служили ученикам надежным ориентиром в избранной профессии в пору самых сложных и тяжелых испытаний, именно поэтому задачи духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо признать приоритетными. От этого зависит будущее нашей страны, которое связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем, но и с воспитанием гражданина Отечества, развитием его духовности, нравственности, исторически сложившейся ментальности.

В поисках истинных смыслов

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Теория и практика в развитии личности длительное время существовали в условиях дефицита подлинной духовной культуры, вне отечественной философско-культурологической мысли в ее целостности светского и религиозного воззрений, что отдалило нас от осознания истинных духовных ценностей и привело к искажению сущности понятий «духовность», «нравственность», «воспитание». Сегодня в повседневной жизни можно часто услышать эти слова, однако каждый вкладывает в них свой смысл, и совершенно очевидно, что без обращения к культурному и философско-культурологическому наследию отечественных ученых, изучения и осмысления его духовно-нравственного потенциала в контексте современных проблем невозможно целостное представление о сущности проблемы духовно-нравственного воспитания, а, следовательно, и ее решение.

Главный ориентир

Понятие «духовность» выходит за пределы религиозного значения и включает также потребность в культуре и другом человеке. Традиционно понятием «духовность» обозначалась совокупность проявлений духа в мире и человеке. Также в различных источниках под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. В культурологии, социологии, а еще чаще в публицистике «духовностью» называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства.
Духовность определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых предметов. Духовность обнаруживается в обращенности человека к высшим ценностям, к идеалу, в сознательной устремленности к совершенству. Соответственно одухотворение заключается в освоении человеком высших ценностей и приближении к идеалу.
Это находит отражение в современных концепциях национального воспитания. Духовность — исконно русское понятие. В нем запечатлен феномен нашего характера, сущность которого всегда выражали нравственные искания истинных ценностей и смыслов жизни. Ядро духовности составляют ценности, то есть своеобразные модели жизни, ставшие для человека внутренними регуляторами его поведения.

Стержень культуры

В рамках такого подхода проекция духовности в индивидуальное сознание называется совестью, и в этой связи следует отдельно поговорить о религии как значимой части духовной культуры.
Происхождение слова «религия» и его первоначальное значение до сих пор вызывают споры. Одни считают, что оно связано с понятиями «благочестие» и «предмет поклонения». Другие возводят религию к латинскому глаголу «связывать, соединять» — мир людей и мир сверхъестественный. Но для каждой традиционной национальной и всей общечеловеческой культуры именно религия является стержневым, образующим фактором. Ее роль заключается в определяющем влиянии на содержание и формы всех сфер бытования культуры: духовной и материальной.
К сожалению, в системе мировосприятия большинства современных людей представление о религии отсутствует. Она перестала быть значимой частью внутреннего духовного опыта. В сознании и жизни большинства наших современников религия вытеснена в сферу внешних элементов архаичной, в лучшем случае традиционной, социальной культуры. Утрата религией ее стержневой роли, изменение понимания сути духовности приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере.

Нет истории без религии

Россия — многонациональная страна. Здесь исторически сосуществуют многие культуры, в том числе выросшие в рамках разных религиозных традиций. И без элементарных знаний о религиозной стороне жизни юным поколениям россиян невозможно объективно разобраться в событиях прошлого и настоящего. Игнорирование религиозного фактора в культурно-воспитательном процессе оборачивается подчас тяжелыми последствиями.

Рождение личности

Духовно-нравственное воспитание необходимо для обретения личностью смысла жизни. Направление ребенка к добру — это серьезная задача, при решении которой мы оказываемся лицом к лицу с загадкой свободы, с невозможностью принудительно привести дитя к добру, с мучительным осознанием того, что вся работа воспитания может быть сведена этим началом свободы к нулю. Глубина свободы в человеке мешает воспитанию, но, что бы мы ни говорили, нельзя направить к добру помимо этой свободы или вне ее.
Добро должно стать собственной дорогой подрастающей личности. Его нельзя «вложить» в ребенка. Никакие привычки, заученные правила и устрашения не могут превратить добро в подлинную цель жизни. Это превращает ранее помянутые цели воспитания во что-то бесконечно маленькое, вторичное. Есть какая-то непобедимая пошлость в том, чтобы в воспитании забыть о центральности, существенности темы добра, чтобы отодвинуть ее, предоставить «свободе» ребенка и отказаться от того, чтобы «вести его» к добру». В этом превращении приходящего извне материала во внутренне обусловленные силы и движения души собственно и заключается задача воспитания: навязанное извне должно через воспитание стать внутренне необходимым.
В работах выдающегося психолога и педагога В.Зеньковского раскрывается вся поверхностность и недостаточность традиционного подхода к воспитанию. Он исследует внутреннюю динамику, особенности развития детской души; показывает, что профессионализм учителя зависит не только от знаний и опыта. Главное — любовь к детям, вера в возможности, уникальность каждого ребенка, без которых нет педагогической интуиции, а значит, и мастерства.
И.А. Ильин глубоко и всесторонне рассматривает составляющие духовной жизни и выявляет их закономерную связь с составляющими души человека, исследует особенности строя духа и души в зависимости от особенностей народа и его культуры.
Духовно-нравственное воспитание — трудный, многоплановый процесс, решение основных задач которого невозможно без согласованных действий всех участников этого процесса. Ведущая роль, безусловно, отводится семейному воспитанию, но обеспечить системную, последовательную и целенаправленную работу, отследить ее результаты под силу только учреждениям образования.

Анатолий Дроздов

Вернуться к списку проектов

Мга помнит!

Вчера во Мге на мемориальном комплексе «Воину-освободителю» прошел митинг