Кажется, сегодня чуть ли не из каждого утюга рассказывают, как не стать жертвой мошенников, тем не менее всё больше людей попадаются на их уловки. Увеличивается число не только обманутых, но и любителей лёгкой наживы, а их методы выманивания средств у жертвы становятся изощрённее.
ПОПАЛИСЬ НА КРЮЧОК
Все виды мошенничества в финансовой сфере объединяет одно: преступники без принуждения, с согласия самих людей получают их денежные средства. При этом потерпевшие думают, что передают свои деньги в обмен на какие-либо «законные блага»: недвижимое имущество, товары в интернет-магазинах, наследство и т.д. На самом же деле никаких «законных благ» нет, люди просто теряют свои деньги, не получая ничего взамен.
По результатам ежегодного опроса Банка России в 2024 году каждый третий из десяти респондентов сталкивался с разными видами финансового кибермошенничества, при этом 9% пострадавших лишились денег. Стать жертвой кибермошенников может любой человек, однако наибольший интерес для них представляют граждане в возрасте от 25 до 64 лет, которые проявляют высокую экономическую активность и часто пользуются банковскими сервисами. А вот попадаются на «удочку» аферистов по большей части граждане старше 65 лет.
В минувшем году жертвами мошенников чаще всего становились работающие женщины со средним уровнем дохода и средним образованием, проживающие в городе и имеющие постоянную занятость. И если в 2023 году доля пострадавших от мошенников женщин была существенно выше доли мужчин, то в 2024-м этот разрыв сократился. Незначительно выросла активность мошенников против жителей сельских территорий.
КАК МОШЕННИКИ «ЛОВЯТ» НАС
Сегодня злоумышленники придумывают новые, всё более затейливые методы обмана. Однако по-прежнему преобладает телефонное и СМС-мошенничество. Впервые в пятёрке популярных у кибермошенников приёмов оказалось получение доступа к аккаунтам людей на Госуслугах. Выросло число людей, которые совершили какое-либо действие под влиянием мошенников, при этом 84,4% опрошенных при взаимодействии со злоумышленниками не поддавались на их уловки и не совершали никаких действий.
Сократилось количество граждан, которые в результате обмана никуда не обращались для защиты своих прав. Среди них в основном жертвы мошенников, понёсшие ущерб на сумму менее двадцати тысяч рублей.
В рамках руководства над проектом «Как не стать жертвой мошенников?» учащийся 10 класса Отрадненской СОШ № 3 Андрей Крюков провёл социологический опрос среди учащихся третьей школы, а также жителей города Отрадное в сообществе проекта «Основы финансовой грамотности» ВКонтакте. Школьнику удалось выяснить, что большая часть респондентов (85,71%) подвергалась телефонному мошенничеству. Злоумышленники пытались выманивать деньги у жертв разными способами, были настойчивы, старались запутать и даже толкнуть на преступление. Часть респондентов (38,1%) ответили, что им поступали звонки якобы от оператора связи с целью выманить денежные средства. Также у респондентов спросили: «Сколько денег они потеряли, столкнувшись с мошенниками?» Результаты можно увидеть на диаграмме 2. Из диаграммы видно, что доля хищения сумм свыше 20000 рублей растёт.
НЕ ДАЙТЕ СЕБЯ ОБМАНУТЬ
Чтобы не оказаться в «когтистых лапах» мошенников, необходимо следовать простым правилам. Владельцам банковских карт перед снятием денег в банкомате требуется осмотреть его — на картоприёмнике не должно быть посторонних предметов, клавиатура не должна шататься. Набирая ПИН-код, важно прикрывать клавиатуру рукой. Желательно подключить мобильный банк и СМС-уведомления. Если клиент совершает покупки через интернет, ему не следует сообщать секретный код для подтверждения операций, который приходит по СМС. И, конечно, нежелательно терять карту.
Чтобы не попасть в ловушку кибермошенников, пользователям не рекомендуется переходить по неизвестным ссылкам и перезванивать по сомнительным номерам. Даже если ссылка кажется надёжной, а телефон верным, всегда следует сверять адреса с доменными именами официальных сайтов организаций, а номера проверять в официальных справочниках.
Если пришло уведомление «Подтвердите покупку» и код, а следом поступил звонок от «рассеянного человека», который заявляет, что якобы по ошибке указал ваш телефонный номер, и просит продиктовать ему код, ни в коем случае нельзя этого делать. Таким образом мошенники пытаются выманить у жертвы информацию, чтобы списать с её счета деньги или подписать на ненужный платный сервис. Нельзя никому сообщать свои персональные данные, а уж тем более пароли и коды — сотрудникам банка они не нужны, а мошенникам откроют доступ к вашим деньгам. Ещё один из излюбленных способов обмана – когда злоумышленники сообщают, что у ваших родственников или друзей неприятности. В этом случае следует напрямую связаться с близкими и прояснить ситуацию. И последняя важная рекомендация — установить на компьютер антивирус.
Соблюдая эти несложные правила, вы сможете защитить себя от действий мошенников и сохранить свои финансы и личные данные в безопасности.
Светлана Малевич, руководитель проекта «Основы финансовой грамотности»