Публикации

Захожское кружево: возрождение традиций

Ленинградцы сохраняют ремесленную традицию захожского кружева

Ленинградская область сохраняет уникальную ремесленную традицию — знаменитое захожское кружево. В Санкт-Петербурге на территории «Палаты ремёсел» с 10 по 30 октября проходит фестиваль «Кружеваль», организованный на средства гранта губернатора 47-го региона. Узнать секреты киришских рукодельниц отправился и корреспондент «Ленинградской панорамы».
Захожское кружево ещё называют киришским кружевом, но на самом деле ремесло это зародилось не на берегу Волхова, где проходил знаменитый торговый путь «из варяг в греки», а «в краю уединённом». Эти места на северо-востоке от Киришей — Дуняково, Витка, Иконово, Пчёвушка, Мотохово — звались раньше Захожьем. Тем удивительнее, что такое редкое искусство — кружево плели лишь в нескольких регионах России — сложилось в семи-восьми маленьких деревнях.
Кружевоплетение тут было занятием потомственным — передавалось от матери к дочери. Уже с 5-6 лет девочек учили плести приданое. Юная мастерица к моменту замужества должна была изготовить не менее 40 предметов: нарядным кружевом обшивали полотенца, рубашки, покрывала. Искусная рукодельница хранила в сундуках целые рулоны мерного кружева, и это при том, что взяться за нитки удавалось только в зимние вечера — летом и осенью работали в поле.

Конечно, кружево не всегда использовали как тесьму, то есть в качестве украшения для домотканых вещей. На выставке кружевного приданого захожской невесты представлены самостоятельные изделия – воротники и шали тончайшей работы белого, льняного, иногда чёрного цвета.
Сегодня традиции захожского кружева продолжает киришский центр «Светёлочка», куда приглашают всех желающих — и туристов, и готовых к обучению жителей Киришей. Более опытные кружевницы (сейчас их около двадцати) работают в захожской артели.
Как рассказала участница артели Татьяна Питеева, это объединение функционирует виртуально — точнее, кружева плетутся настоящие, а вот общение, получение заказов и сколок (схем) происходит через интернет. Как и в старину, работа выполняется по вечерам, но главное её значение — медитативное. Уже не ради богатого приданого берутся мастерицы за плетение кружев!
Сейчас Татьяна Питеева читает узор любого кружева, как книгу. Она знает региональные особенности кружевоплетения – будь то вологодское, захожское или рязанское — и, владея техникой, способна проявить творческую фантазию, «замиксовать» элементы. Но так было не всегда.
В начале 2000-х Татьяна жила в городе Североморске Мурманской области. Столкнувшись с жизненными трудностями, она решила найти занятие по душе и, не будучи потомственной кружевницей, записалась на курсы северного кружева в Дом народных ремёсел. Наставница помогла освоить базу, «поставить руки», а это, как говорит Татьяна, самое важное: сколько бы обучающих роликов ты ни посмотрел, никто, кроме учителя, не поправит натяжение нити, не укажет на ошибку, без исправления которой придётся распускать всю работу. Первая работа Татьяны — кружевной воротничок — получилась не очень ладной, но пробудила азарт и вдохновила на дальнейшее творчество.

Стоит отметить, что ремесло кружевоплетения так же успешно осваивают мужчины — и это не признак современности. Например, в соседней Новгородской губернии за вышивание брались отставные ямщики. Директор культурно-исторического центра «Светёлочка» Елена Гордеева рассказала о жителе деревни Дуняково Тимофее Михееве, который не просто научился плести кружева, но даже сделал открытие в области технического рисунка. Он скрестил два узора – Курью и Медвежью лапу — и вывел «новую породу» — Тимошину лапу.
Этот узор повторён в коллекции интерьерной плитки «Киришское Марокко», которую создала студентка СПбГУ Анастасия Бабко. Выставка студенческих работ по мотивам поездки в Захожье также доступна в «Палате ремёсел». Здесь представлены проекты, в которых узнаваемый кружевной орнамент вписан в современный интерьер или является частью современного костюма. Поскольку Захожье долгое время оставалось в тени более известного центра плетения — Вологды, то дизайнеры ранее практически не обращались к захожскому кружеву.
Немаловажная деталь: плетение кружев традиционно сопровождалось пением. Чтобы работалось нескучно, кружевницы собирались вместе на «беседы», а деревянные палочки-коклюшки служили им аккомпанементом. Организаторы фестиваля «Кружеваль» приглашают всех желающих на такие «Захожские посиделки»: гостям здесь всегда рады.

Александра Сидорова
Фото автора


Расписание фестиваля «Кружеваль»: https://clck.ru/3Dqatr

Вернуться к списку проектов