Новости Отрадного

872 дня и 872 ночи

8 сентября — незабываемая скорбная дата для нашей страны, День начала блокады Ленинграда. Она унесла почти полтора миллиона человеческих жизней.
Но дело не в статистике, а в той непреходящей боли, которая до сих пор живет в наших сердцах и огонь которой мы разжигаем в душах подрастающих поколений, чтобы всегда помнить об этой трагедии и не позволить ей повториться. Сколько бы лет ни прошло, для всего мира подвиг ленинградцев останется образцом беспримерного мужества, стойкости, несгибаемой воли к победе. На братских могилах погибших в блокаду из года в год вновь и вновь зажигаются свечи и алеют тысячи гвоздик. И так будет, пока жива наша память.
ПЛАНЫ ГИТЛЕРА
Командование немецко-фашистских войск придавало захвату Ленинграда особое значение. Взятие такого крупного индустриального, научного и культурного центра СССР должно было произвести определенный политический эффект, а там можно было отправляться и на Москву. Однако оборона Ленинграда сорвала планы врага — взять город с ходу не удалось. Тогда Гитлер решил начать осаду, надеясь на голод, холод и собственную артиллерию с авиацией.
НАЧАЛО БЛОКАДЫ
Началом блокады принято считать 8 сентября 1941 года, когда сухопутная связь Ленинграда со всей страной оказалась прерванной. Но на самом деле жители города потеряли возможность его покинуть двумя неделями раньше: железнодорожное сообщение было прервано 27 августа и на вокзалах и в пригородах скопились десятки тысяч людей. Ситуация осложнялась еще и тем, что с началом войны в Ленинград приехало не менее 300 тыс. беженцев из Прибалтики и соседних с ней областей.
Катастрофическое продовольственное положение города стало ясно 12 сентября, когда был завершен учет съестных припасов. Продовольственные карточки были введены в Ленинграде за два месяца до этого момента, 17 июля 1941 года. Но город вступил в войну, имея обычный запас продуктов. Однако припасы таяли с каждым днем, а решить вопрос с их пополнением не удавалось. Обеспечить снабжение такого большого города по воздуху было невозможно, а судоходство по Ладожскому озеру временно прекратилось из-за наступления холодов. В то же время лед на озере был еще очень слабым, чтобы по нему могли проехать автомашины. К тому же, все транспортные коммуникации находились под постоянным огнем противника. В результате в октябре жители города почувствовали нехватку продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался голод. Пришла и другая беда — ударили морозы.
Вот в такой обстановке при регулярных артобстрелах ленинградцам приходилось выживать, продолжать трудиться и оборонять город в надежде на тех героев, что прилагали титанические усилия для прорыва блокады и возможности эвакуации горожан и обеспечения Ленинграда продуктами, топливом и боеприпасами. Жителей и защитников города ждали бесконечных 872 дня и 872 ночи страха, лишений и постоянной смертельной опасности. Они были тем нестерпимее, что никто не знал точного числа этих дней, которые всё складывались и складывались в недели, месяцы, годы…
МОЛЧАЛИВЫЕ СВИДЕТЕЛИ
Накануне памятной даты начала блокады Ленинграда, в конце августа текущего года сотрудники музейно-мемориального комплекса «Дорога жизни» (филиала Центрального военно-морского музея имени Петра Великого) сделали значимое для исследователей истории Ленинградской битвы открытие. При работе в Центральном архиве Министерства обороны РФ они обнаружили доказательства использования немцами в районе Невского пятачка живого щита из гражданских лиц.
Об этом печальном и постыдном факте истории Великой Отечественной войны писал в своих воспоминаниях командир 115-й стрелковой дивизии, генерал-майор Василий Коньков, прибывшей на северный берег Невы в начале сентября 1941 года: «День. Налетела вражеская авиация. В течение часа самолеты бомбили и обстреливали наши позиции. Большая часть бомб угодила в реку. Поскольку наши подразделения хорошо зарылись в землю, никто из бойцов не пострадал. Но вскоре мы увидели такое, что потрясло нас до глубины души. Гитлеровцы выпустили из сарая женщин и детей и под стволами автоматов заставили их прогуливаться по берегу Невы, а сами стали выкатывать пушки».
Теперь этим словам есть документальное подтверждение. В оперсводке штаба 115-й стрелковой дивизии за 10 сентября 1941 года, найденной сотрудниками музея, говорится: «При занятии огневых позиций на восточном берегу реки Невы противник использует гражданское население, которое производит хождение на восточному берегу реки Невы, а в это же время производится установка орудий» [ЦАМО Ф. 217. Оп. 1221. Д. 9. Л. 4].
Вот так, по крупицам, мы заполняем белые пятна в истории боев за Невский пятачок и дополняем летопись Ленинградской битвы официальными свидетельствами, доказывающими преступления фашистов. Никто и ничто не будет забыто!

Сергей Сковпнев

Вернуться к списку новостей