Новости Отрадного

В вине ли истина?

В 2022 году в Ленинградской области был разработан и утвержден план мероприятий на 2022–2025 годы, направленный на снижение смертности населения трудоспособного возраста вследствие потребления алкоголя. В 2023-м, согласно рейтингу Министерства здравоохранения РФ, по низкому потреблению алкоголя наш регион занял второе место по Северо-Западному федеральному округу и тридцать третье место по стране.
Однако успокаиваться рано. Проблема пьянства, увы, еще далека от искоренения и ситуация вполне может измениться в худшую сторону. Мы побеседовали с заведующей отделением лечения алкоголизма и наркоманий Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева Анной Симоновой, чтобы узнать, существуют ли безопасные дозы алкоголя и как помочь человеку, попавшему в коварную зависимость от «огненной воды».

— Анна Анатольевна, бытует мнение, что алкоголизм — это не болезнь, а распущенность и человеку достаточно проявить силу воли, чтобы бросить пить. А что говорят специалисты?
У врачей и населения взгляды на алкоголизм часто не совпадают. С точки зрения медицины, это прогрессирующее хроническое психическое заболевание, характеризующееся пристрастием к алкоголю, психической и физической зависимостью от него. К признакам такой зависимости относятся потеря контроля над количеством выпиваемого, рост толерантности к алкоголю, возникновение абстинентного синдрома, токсические поражения головного мозга и внутренних органов. В дальнейшем это приводит к утрате работоспособности и социальных связей, деградации личности. Да, на начальных этапах формирования психической зависимости от алкоголя некоторая распущенность может иметь место, поскольку человек сам выбирает социальную среду, в которой вращается. Но дальше болезнь развивается уже по своим законам.
Алкогольные напитки продаются в продуктовых магазинах, их традиционно относят к пищевым продуктам, но это токсичный «пищевой продукт». Алкоголь по химическому строению и всем основным признакам является типичным наркотическим веществом и, как любой наркотик, вызывает эйфорию (опьянение), пристрастие, потребность в увеличении дозы, зависимость и синдром отмены. В международной классификации болезней алкоголизм и другие наркомании рассматриваются в одном и том же разделе. То, что алкогольная зависимость формируется не так быстро, как, скажем, зависимость у опиатных наркоманов, говорит лишь о некоторых особенностях влияния алкоголя на организм.
Зависимый получает в опьянении психический и физический комфорт. Раз выпив, он стремится напиться до полного опьянения, до беспамятства. Повышенная переносимость алкоголя во второй стадии заболевания — это патологическое состояние, когда организм утратил способность борьбы с алкогольной интоксикацией путем рвоты и других механизмов защиты. На поздних этапах алкоголизма переносимость спирта понижается и даже малые дозы спиртного вызывают у зависимого выраженное опьянение. Во время так называемого запоя, когда человек пьет ежедневно на протяжении многих дней, а то и недель, патологические явления настолько выражены, что для их ликвидации требуется медицинская помощь.
Те, кто видел тяжелый абстинентный синдром, эпилептический припадок, алкогольный психоз, не сомневаются, что алкоголизм — это болезнь и без специализированной помощи в таких ситуациях не обойтись. Медицинская помощь нужна, чтобы вывести алкоголика из запоя, устранить похмельный синдром, спасти человека в момент алкогольного психоза и, пожалуй, самое важное, устранить лекарственными препаратами влечение к алкоголю и сделать его прием непереносимым и невозможным.
Люди с алкогольной зависимостью должны понимать, что они сами ответственны за рецидив болезни. Измененные биохимические процессы в организме уже не вернутся в норму, и алкоголик, сколько бы он ни воздерживался от приема спиртного, уже не сможет потреблять «в разумных пределах». Достаточно проявить безответственность или безволие и принять одну рюмку, чтобы болезнь получила новый виток.
Таким образом, алкоголизм — это не привычка, это болезнь, но болезнь, прогноз которой зависит только от принятого пациентом решения выздороветь. Алкоголик не может ограничить прием спиртного, он может только не пить вообще. И в этом окружающие и медицина способны ему помочь.
— Бывает ли алкоголизм наследственным?
У многих алкоголиков действительно есть «семейный анамнез» — родители или другие близкие родственники, страдавшие от зависимости. Но это не означает фатальную предопределенность. Гены создают лишь своего рода «уязвимость», а реализуется она или нет — во многом зависит от воспитания, окружения, образа жизни человека. Говорить, что алкоголизм напрямую передается по наследству от отца или матери, было бы некорректно. Здесь всегда есть место выбору и ответственности.
— Существуют ли гендерные особенности алкоголизма? Подвержены ли женщины алкогольной зависимости больше, чем мужчины, или это миф?
Алкогольная зависимость развивается по одинаковым законам у людей любого пола, но у женщин есть особенности: они более уязвимы к алкогольной интоксикации. Ферменты, ответственные за расщепление алкоголя, в женском организме менее активны, что приводит к более быстрым опьянению и развитию толерантности к этанолу и привыкания. Представители сильного пола чаще употребляются алкогольные напитки в компании, тогда как женщины предпочитают делать это в одиночестве, как можно дольше скрывают свой порок, пьют в одиночку, укромно, не на показ. Из-за этого контроль над тем, сколько выпито, теряется быстрее и обращение за помощью происходит уже в далеко зашедших, а значит, с худшим прогнозом, случаях. Кроме того, у женщин — более высокий процент сопутствующих расстройств психической сферы (депрессий, тревожных расстройств, неврозов, расстройств адаптации и др.).
— Что такое созависимость? Какие существуют формы работы с созависимыми?
Термин «созависимость» означает «совместная зависимость». Впервые он был употреблен в медицине и психологии в конце 1970-х, когда начали исследоваться причины высокого уровня рецидивов у пациентов с химической зависимостью. Алкоголики и наркоманы, возвращаясь после терапии и реабилитации в семью, возобновляли пагубные привычки. Изучение взаимоотношений между близкими родственниками и пациентом выявило феномен созависимости как устойчивой системы установок, стимулов и реакций, поддерживающих употребление наркотиков и алкоголя. Среди близких родственников аддиктивных пациентов распространенность составляет до 80–98%.
Основой созависимости являются непродуктивные способы адаптации к отношениям с патологически измененной личностью. Изначально «спаситель» обладает некоторой неуверенностью в себе, страдает от заниженной самооценки и боязни одиночества, нуждается в одобрении. Через заботу о более уязвимом, несамостоятельном человеке компенсируются его собственные недостатки. Социальным механизмом, поддерживающим созависимость, является культивирование жертвенности, самоотдачи, бескорыстной помощи ближнему. Роль женщины часто интерпретируется через служение мужу и семье, безграничную преданность и привязанность. При этом продуктивные способы поведения, основанные на силе личности, игнорируются. Чем больше созависимый человек вовлекается в роль спасителя, тем глубже становятся его эмоциональные, поведенческие и личностные деформации. Постепенно они объективизируются — теряют связь с конкретным человеком, реализуются во всех сферах жизни. С другой стороны, чем значительнее становится выраженность созависимости «спасителя», тем больше прогрессирует безынициативность «жертвы» — утрачивается необходимость проявлять самостоятельность и силу воли, бороться с пагубной привычкой. Устранение созависимости проводится методами психотерапии, направлено на восстановление и реконструирование личности. Основными задачами являются повышение уровня эмоциональной чувствительности, формирование и укрепление представлений о границах Я, повышение самооценки.
— Какие действия должен совершить человек, когда он понял, что ему или его близкому не справиться с алкогольной зависимостью?
Обратиться в специализированную клинику для комплексного поэтапного лечения абстинентного синдрома и алкогольной зависимости.
— Существуют ли безопасные дозы алкоголя?
Потребление алкоголя измеряется в условных единицах — стандартной дозе алкоголя, равной 10 граммам чистого спирта, 25 граммам водки, 100 граммам сухого вина или 200 граммам пива. Лимит ежедневного потребления алкоголя составляет не более двух стандартных доз для женщин и не более трех — для мужчин. При условии соблюдения лимита и трех-четырех дней абсолютной трезвости в неделю считается, что доза не представляет опасности для здоровья. Превышение доз и кратности употребления спиртного рассматривается как злоупотребление алкоголем и может быть учтено в качестве фактора развития многих заболеваний. Но, во-первых, мало кто способен ограничиться таким количеством. Во-вторых, абсолютно безопасной дозы алкоголя не существует, любое количество этилового спирта негативно влияет на организм. Лучше всего совсем отказаться от спиртного.

Беседовал Георгий Матвеевский
Фото: freepick.com

 

Вернуться к списку новостей