По скользкой дорожке

«Гарантирую жизнь»


К 90-летию со дня рождения испытателя Олега Константиновича Хомутова

В 2024 году страна отмечала 90-летие со дня рождения первого космонавта Юрия Гагарина. Юрий Гагарин и Олег Хомутов – ровесники, родились в 1934 году. Судьба Олега Константиновича Хомутова, его работа, его подвиг тоже напрямую связаны не только с развитием авиации, но и с началом космической эры. Ни один полёт не мыслим без систем жизнеобеспечения для лётчиков и космонавтов. Наш герой был в числе тех, кто испытывал эти системы, рискуя жизнью. Заслуги Олега Хомутова отмечены Золотой Звездой Героя Советского Союза в апреле 1971 года, в год первого космического юбилея – 10-летия полёта Юрия Гагарина. 

Родом из детства
Родился Олег Хомутов в городе Усолье Пермского края 25 октября 1934 года. Усолье – маленький городок на берегу большой реки Камы в Приуралье. Город старинный – бывшие владения Строгановых, там было производство соли, солеварни. Сейчас Усолье входит в состав большого города Березники, известного своим химическим комбинатом, на котором производятся аммиак, азотная кислота, аммиачная селитра, серная кислота, хлористый барий, бертолетова соль, едкий калий, анилиновые красители и пр. Комбинат начинал строиться в 1932 году. Семья Хомутовых часто меняла место жительства, потому что мама Олега по профессии была геологом. В 1937 году из Усолья они перебрались в Ленинградскую область, в поселок Бокситы – теперь это город Бокситогорск. Там строился глинозёмный комбинат и завод по производству алюминия. Алюминий – важнейший материал в самолётостроении.
В 1941 году с началом Великой Отечественной войны семья Хомутовых была эвакуирована, в Ленинградскую область они вернулись уже после войны. В начале 1946 года Хомутовы обосновались в посёлке Сланцы. В воспоминаниях Олега Константиновича о тех временах остались пустынные улицы, разрушенные здания, таблички с предупреждающей надписью: «Осторожно! Заминировано!». И хотя жили тесно и голодно, зато дружно. Какая-то особая общность, внутренняя теплота сближали людей, помогали им стойко переносить невзгоды, уверенно смотреть в день завтрашний. Такой оптимизм передавался и детям. Они помогали взрослым, ходили разбирать развалины, занимались в нетопленых классах и мечтали о будущем. И мечты эти были обязательно светлыми.
Есть фотография, сделанная в Сланцах в мае 1946 года. Мальчишки на берегу реки Плюссы, а на противоположном берегу – отстраивающийся послевоенный посёлок. Среди этих пацанят мог быть и Олег Хомутов. В то суровое время детвора самостоятельно решала проблему своего досуга. Олег с товарищами почти всё свободное время проводил на Плюссе. Летом учились плавать и нырять, сооружали тарзанки, трамплины, устраивали соревнования. Здесь же состязались в беге. Спортивного инвентаря практически не было, поэтому мальчишки сами мастерили лыжи, делали коньки из металлических полозьев. Ребята тянулись к спорту как естественному для их возраста увлечению. 
А потом в школе возобновились уроки физкультуры. Физруки послевоенного времени – они приходили на школьные занятия в гимнастерках и шинелях, с нашивками за ранения, с медалями за отвагу и своей добротой согревали ребячьи сердца. Вместе с учителем физкультуры ребята начали строить первую спортивную площадку, своими руками делали брусья и перекладину. Позже в школе открыли секцию и оборудовали настоящий гимнастический зал. Ребята тренировались по строгому расписанию, а в выходные дни ездили с показательными выступлениями по окрестным посёлкам и деревням, строили свой школьный стадион, ходили в походы, участвовали в соревнованиях. Каждый мальчишка этого поколения считал себе за правило готовиться к почётной обязанности защитника Родины. Поэтому комплекс ГТО был как путёвка и в большой спорт, и в большую жизнь. Олег Хомутов в то время считался одним из лучших спортсменов школы, он мог стать незаурядным спортсменом. 

Небо позвало
Сам же Олег своими мыслями был устремлён в небо, «заболел» им серьёзно и навсегда. Наверное, недаром школа № 1, где учился Олег, располагалась на улице, носящей имя легендарного советского лётчика Валерия Чкалова. Эта улица стала застраиваться в 1947 году, а в 1949-м на ней была построена школа и Дом культуры горняков, в котором сразу стали открываться разные кружки, и среди них – авиамодельный. Наставник авиамоделистов Алексей Ефимович Филиппов – известный в Сланцах человек. В 1930-е годы он занимался в сланцевском планёрном клубе, после школы окончил авиационное училище, стал авиамехаником и всю войну прошёл в составе 106-го Вислинского гвардейского истребительного авиационного полка. В 1949 году в сланцевском Доме культуры горняков организовал авиамодельный кружок, которым руководил до 1980-х годов. Будучи сам увлечён авиацией с юных лет, смог привить интерес к ней многим своим воспитанникам.
Как-то в школе появился высокий мужчина, это был Алексей Ефимович Филиппов. После уроков он собрал учеников и стал рассказывать об авиации. Ребята ловили каждое его слово. Перед их мысленным взором проходили образы прославленных авиаконструкторов – Ильюшина, Петлякова, Туполева, Яковлева, воображение рисовало будущие сверхскоростные истребители, огромные серебристые лайнеры… Короче говоря, на следующий день вместе с Филипповым все отправились собирать тростник для моделей самолётов. 26 июля 1949 года в Сланцах состоялись первые районные соревнования авиамоделистов. Олега новое занятие увлекало всё больше и больше. Со временем он стал создавать свои сложные модели. В 1950 году участвовал в областных соревнованиях авиамоделистов, по комнатным моделям занял второе место, а его свободнолетающая модель вошла тогда в число первой десятки. Заметка из газеты за 1953 год рассказывает о лыжном походе сланцевских школьников. Ребята прошли по территории района на лыжах 185 км, в Рудненской сельской школе провели занятие по авиамоделизму под руководством десятиклассника Олега Хомутова. 
После окончания школы перед Олегом Хомутовым не стояла проблема выбора дальнейшего пути: он стал студентом факультета самолётостроения Московского авиационного института. Столичная студенческая жизнь втянула Хомутова в свой круговорот. Возможности для занятия спортом – на любой вкус! Однажды в аудиторию пришёл инструктор-парашютист и предложил записываться в аэроклуб. Олег согласился и никогда не пожалел об этом. Новое занятие увлекло его. Здесь пригодилась полученная им разносторонняя физическая подготовка. Парашютный спорт требовал координации, силы, ловкости, выносливости, быстроты реакции, а Олег обладал ими в достаточной степени. А как прекрасно было ощущение, что и в свободном падении тебе по силам контролировать свои движения и управлять телом!

Опасная профессия испытателя
К концу четвертого курса Олег Хомутов был уже мастером спорта, соавтором трёх всесоюзных рекордов в групповых прыжках. Успешно продвигалась и учёба. Ещё один курс, и исполнится его мечта – он сможет приступить к самостоятельной конструкторской работе. Но в начале июня его и ещё троих студентов, занимавшихся в аэроклубе, вызвали в деканат. В кабинете сидел военный в форме воздушно-десантных войск. Встал навстречу, протянул руку:
– Знаю, что вы хотите быть конструкторами и обязательно знаменитыми. Я же предлагаю вам стать испытателями парашютов. Не буду скрывать – работа трудная и опасная, но интересная и перспективная. С ответом не спешите. Подумайте. 
К окончательному решению Олег пришёл лишь через год. Наставник, который начал учить Олега Хомутова на мастера-испытателя, говорил ему:
– Забудь на время, что ты мастер спорта, что ты на «короткой ноге» с парашютом, с небом. Запомни – любая, самая незначительная мелочь может стоить здесь жизни.
Олег Константинович оказался способным учеником. Но и для него вживание в новую профессию не проходило гладко. Не раз бывали ситуации, когда очередное испытание могло стать последним. 
Спорт и профессия настолько тесно слились в биографии Олега Хомутова, что превратились в единую линию жизни. Разносторонняя физическая подготовка, закалка, полученные им в детстве, привели его к успехам в спорте и, в свою очередь, к профессии испытателя, принадлежностью к которой он по праву гордился. На его счету около 1149 прыжков, в том числе свыше 700 – испытательных, на более чем 100 модификациях парашютов различных систем. И он действительно достиг мастерства в своей работе, иначе ему вряд ли предложили бы более сложную – испытание катапульт. 
Лётчики прибегают к катапультированию лишь в самом крайнем случае. А для Хомутова это была работа. Он выполнял её днём и ночью, на больших и малых высотах и скоростях. И вся эта работа – подвиг. Постоянный риск во имя жизни тысяч людей.
От работы испытателя зависит жизнь лётчиков в самые трудные для них секунды. Он первым испытывает перегрузки, первым определяет, насколько просто, удобно и надёжно новое катапультное кресло. И делает это – один. Падая камнем, пока не раскроется парашют, с большой высоты. Иначе нельзя: ни один прибор не расскажет об испытательном прыжке или катапультировании так, как человек.
Сколько раз он катапультировался и каждый раз словно оказывался перед барьером неизвестности. К этому невозможно привыкнуть. Сигнал. Нажимаешь кнопку. После выстрела что-то тяжёлое нагружает тело, сдавливая тебя в комок. Теперь – слово за прибором. Через несколько секунд в рации на земле услышат:
– Прошёл инверсию, перешёл в устойчивое падение… Автомат сработал вовремя, купол наполняется, чувствую себя хорошо…


Награда нашла героя
В тот незабываемый день октября 1970 года завершалось испытание новой установки. Крым, испытательный полигон под Феодосией. Но в этот раз на плечи Олега Константиновича ложился дополнительный груз: начинал испытания этого аппарата его друг, талантливый испытатель, и погиб именно на заключительном этапе. Это был Валентин Иванович Данилóвич, испытатель от Бога, родом из Белоруссии. 
Теперь Хомутов должен был окончательно определить ту роковую ошибку, которая привела к трагедии, и доказать надёжность новой катапульты, что новое средство спасения лётчиков способно безотказно работать на большой высоте. Однако погода перед вылетом вдруг начала портиться. Порывы ветра достигали 15-17 метров в секунду, прогноз давал ухудшение. А откладывать эксперимент уже нельзя. И задание было полностью выполнено. …Выстрел. Медленно-медленно текут томительные секунды, когда, падая к земле, Олег обязан только ждать, сработает ли прибор-автомат. Всё! Молодцы конструкторы! У этого средства спасения будет долгая и отличная жизнь.
Ради этих часов и минут успешных испытаний стоило прожить и пережить многие годы, заполненные бессонными ночами и коротким отдыхом, сомнениями и бесконечным поиском, разочарованиями и удачами. Прожить, чтобы прийти к такой большой победе. Олегу Константиновичу Хомутову было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. 27 апреля 1971 года ему вручили Звезду Героя Советского Союза № 11407.
После этого события жизнь Хомутова словно бы вышла за привычные рамки. Он оказался в центре внимания. Приезжал Олег Хомутов и в Сланцы, где прошли его школьные годы. В своей родной школе встречался с учениками, учителями, с бывшими одноклассниками. Побывал в Доме культуры горняков у авиамоделистов, интересовался их работами, рассматривал последние модели, давал советы. И в этом обыденном разговоре мальчишки сразу почувствовали в нём не только инженера-самолётостроителя, но и своего товарища. И, конечно, он встречался и общался со своим наставником А.Е. Филипповым, дружба с которым никогда не прерывалась.
Многочисленные встречи с рабочими и учёными, школьниками и студентами, колхозниками и журналистами позволили ему и самому как бы взглянуть со стороны на свой жизненный путь, по-иному оценить его некоторые эпизоды. Было время, когда он считал, что отклоняется от избранной линии жизни и даже корил себя за это. Теперь – ещё раз убедился, что не изменил своей мечте. Он страстно желал служить авиации и служил ей честно и беззаветно. Да, он не создавал новых самолётов, но делал всё, чтобы люди, летающие на сверхзвуковых машинах, были в безопасности. 
Всего за время своей испытательной работы О.К. Хомутов выполнил 1149 парашютных прыжков и 13 катапультирований из самолётов Бе-12, Ил-28, МиГ-15ЛЛ, Су-9ЛЛ, Ту-22, «Антей», Як-25ЛЛ. Он работал с заслуженными лётчиками-испытателями СССР, настоящими асами своего дела: Юрием Александровичем Гарнаевым, Олегом Васильевичем Гудковым, Аркадием Павловичем Богородским, Валентином Петровичем Васиным, Эдуардом Вагановичем Еляном.
На бортах самолётов – «летающих лабораторий» О.К. Хомутов вместе с другими испытателями занимался отработкой скафандров «Беркут» для первого выхода в открытый космос, скафандров «Орлан» и «Кречет-94» по программе подготовки к пилотируемому полёту на Луну. Именно в скафандре «Беркут» совершил свой исторический выход в открытый космос космонавт Алексей Леонов 18 марта 1965 года. Спускаемый аппарат космического корабля «Восход-2» с экипажем в составе Павла Беляева и Алексея Леонова совершил расчётную посадку в тайге недалеко от древнего Усолья, где родился Олег Хомутов. 

Ведущий конструктор, почётный гражданин
После завершения испытательной работы, в 1975-1976 годах, Олег Константинович работал в должности Ведущего конструктора во Всесоюзном научно-исследовательском институте металлургического машиностроения. С 1976 года он стал работать инженером-конструктором научно-производственного предприятия «Звезда», где создаются уникальные образцы авиакосмической техники. Это ведущее предприятие в России в области создания и производства индивидуальных систем жизнеобеспечения лётчиков и космонавтов, средств спасения экипажей и пассажиров при авариях летательных аппаратов, систем дозаправки самолётов топливом в полёте. Созданные «Звездой» системы успешно эксплуатируются на тысячах военных и гражданских самолётов и вертолётов в России и за рубежом, на всех российских пилотируемых космических кораблях и орбитальных станциях, а также на международной космической станции.
На предприятии «Звезда» О.К. Хомутов работал до окончания своей трудовой биографии в 1997 году. Скончался он 23 ноября 1997 года. На предприятии существует замечательный музей, где представлена коллекция скафандров, катапультных кресел, разработанных коллективом «Звезды». В демонстрационном зале регулярно проводятся экскурсии для сотрудников предприятия, школьников, студентов, представителей отечественных и зарубежных аэрокосмических организаций. С экспозицией можно познакомиться и на сайте музея. Мы можем увидеть образцы техники, в испытаниях которой принимал участие Олег Хомутов – катапультное кресло К-36Д, скафандры «Беркут», «Ястреб», «Орлан». Сланцевской центральной районной библиотеке удалось установить контакты с этим музеем, и теперь в её фондах появилась замечательная книга по истории НПП «Звезда», где есть страницы, рассказывающие о работе и подвиге Олега Хомутова. 
В Сланцевском историко-краеведческом музее хранится высотно-компенсирующий костюм с гермошлемом, который принадлежал О.К. Хомутову, копии документов и фотографии разных периодов жизни Олега Константиновича. 
В 2020 году в гостях у библиотеки побывал капитан II ранга в отставке Валерий Алексеевич Филиппов – сын Алексея Ефимовича Филиппова, наставника Олега Хомутова. Валерий Алексеевич был лично знаком с Олегом Константиновичем и поделился воспоминаниями о нём. 
Память о замечательном земляке сохраняется в г. Сланцы. Ему было присвоено звание «Почётный гражданин города Сланцы». Судьба Олега Константиновича Хомутова, линия его жизни – как прямой направленный полёт, пример самоотверженного служения высокой цели от начала и до конца. 

 

Автор-составитель – сотрудник Сланцевской библиотеки Т.А. Павлова, газета «Знамя труда»

 


А. Е. Филиппови О.К. Хомутов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вернуться к списку проектов