Утром Наталья Мальцева собирает двух дочерей в школу, а сына отводит в садик. После этого любящая мама перевоплощается в незаменимого работника ОАО «Судостроительный завод «Пелла». Через руки Натальи ежедневно проходит множество деталей. Строительство ни одного судна не обходится без ее работы.
— Меня увлекает сам процесс работы с железом. Представляете, там вокруг искры летят, станок работает…
— А вы сами железная?
— Нет, обычная…
Миниатюрная девушка уже восемь лет работает на судостроительном заводе шлифовщицей.
— Когда декрет к концу подходил, мама сказала: попробуй токарное дело. Честно говоря, я даже не представляла, что это такое. Раньше училась на техника-технолога пищевого производства, проработала всего два дня — не понравилось. Потом, жизнь так сложилась, была уборщицей. И вдруг — пришла в судостроение, без профильного образования. И мне понравилась работа с машиной. Я нашла себя.
— Как вы научились токарному делу?
— Меня всему обучили на «Пелле». Помню, сначала поставили на зубофрезеровку. В первый день мастер сказал: «Берешь тряпочку, протираешь станок и внимательно изучаешь его». Этот момент я запомнила. Большая машина, непонятно, как работает… Стало интересно, и постепенно научилась. На зубофрезеровке было мало деталей, поэтому я начала обучаться токарному делу. Шлифовщик деталей всегда нужен. Я почувствовала себя на своем месте.
— А сейчас вы мастер своего дела?
— Я считаю себя учеником, ведь мы учимся на протяжении всей жизни. У меня четыре станка. Я осуществляю круглую, внутреннюю, наружную и плоскую шлифовку. Детали из разных материалов: бронза, латунь, сталь, нержавейка. Сменщика у меня нет. Но, спасибо моему мастеру, я до сих пор могу обратиться к нему за советом. Я и сама уже в роли учителя выступала: мне дали молодого человека на обучение, я много тонкостей работы вспомнила. В нашем деле все решает опыт.
— Работа позволяет вам развиваться?
— Да, постоянно шевелятся мозги. Здесь без способности мыслить делать нечего. Иногда такие заковыристые детали попадаются, что надо как следует подумать, чтобы адаптировать под них станок. Стереотип, что за станком делают одну и ту же работу, ложен. Все равно не получается постоянно одинаково делать работу. Я постоянно совершенствую процесс.
— Какие чувства испытываете, когда видите свои детали уже в судне?
— Непередаваемые! Ощущаю гордость, ведь я тоже вложила в судно свою лепту. Душа радуется от того, что здесь есть мой вклад, и корабль идет!
— Вы бы сменили работу?
— Ни за что! И дело далеко не в зарплате. Здесь я чувствую себя нужной! Деталей много, работы много. Сейчас с этими МРК, буксирами… Это дело мне по душе. Это — мой путь!
Иоанна Чернова

Железный путь
Вернуться к списку интервью