Трудный путь закона о борьбе с коррупцией в России
Открыто говорить о коррупции в государственной сфере в России начали только в 1990-х годах. Однако путь к формированию законодательной базы оказался долгим — более десяти лет.
В Советском Союзе народ старались «не волновать» и о масштабах коррупции в высших эшелонах власти вслух не говорили, тем более не обсуждали этот вопрос в печати. Конечно, бытовое мздоимство было известно всем: попробуй не дай «зелененькую» сантехнику — ремонта и не жди. Но о коррупции во власти — молчок. Даже в постановлении Секретариата ЦК КПСС «О необходимости усиления борьбы с преступностью в сфере экономики», принятом в 1991 году, — ни слова о взяточничестве в органах власти.
Первым нормативным актом новой России на данную тематику стал Указ Президента РФ Бориса Ельцина «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», подписанный в апреле 1992-го. Этим указом чиновникам запрещалось заниматься предпринимательской деятельностью и вменялось в обязанность при поступлении на госслужбу подавать декларацию о доходах, имуществе и вкладах. Надзор за выполнением этих требований был поручен одному из самых важных управлений администрации президента — контрольному. (Впоследствии данные нормы легли в основу важнейших федеральных законов — «О борьбе с коррупцией» и «Об основах государственной службы в Российской Федерации».)
В июле 1992 года один из вариантов антикоррупционного законопроекта прошел чтения в Верховном совете РФ, но президент наложил на него вето. В октябре 1992-го была создана межведомственная комиссия Совета безопасности по борьбе с преступностью и коррупцией. Возглавил ее вице-президент Александр Руцкой. Наверное, многие помнят его знаменитые «Одиннадцать чемоданов компромата» на тогдашних либеральных руководителей страны: Анатолия Чубайса, Егора Гайдара, Геннадия Бурбулиса и многих других, — однако реальных дел из этих «чемоданов» не вышло.
В 1993–1996 годах Государственная Дума рассматривала всё новые и новые законопроекты, касавшиеся борьбы с коррупцией. Наконец, в 1997-м один из таких законопроектов был принят, но президент отправил его на доработку, после чего злосчастный документ был отклонен оппозиционной Думой, и до момента избрания Президентом РФ Владимира Путина попытки принять такой закон больше не предпринимались.
В 1999 году Россия, как тогда отмечал и.о. генерального прокурора РФ Юрий Чайка, находилась в десятке самых неблагополучных стран мира по рейтингу коррумпированности чиновников и политиков. После нас были только Венесуэла, Камерун, Пакистан и Нигерия. Для исправления сложившейся ситуации в сентябре 1999-го был создан Национальный антикоррупционный комитет во главе с Сергеем Степашиным, но, увы, воли власти и правоохранительных органов для искоренения этого зла оказалось мало. Именно поэтому еще в качестве кандидата в Президенты РФ в 2000 году Владимир Путин назвал борьбу с коррупцией одной из приоритетных задач. С того момента и начала формироваться серьезная законодательная база для борьбы со взяточничеством во власти. Сегодня эта база насчитывает более сотни важнейших нормативно-правовых актов.
Анатолий Дроздов