Новости Отрадного

Юные агрессоры

 

В современном мире террористическая угроза относится к числу глобальных, являясь одинаково актуальной как для рядовых граждан, правительств и спецслужб отдельных государств, так и для мирового сообщества в целом. Важная задача — профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде и образовательной сфере.

 

Основные вопросы превентивной работы

Проблема эффективной организации деятельности в сфере профилактики экстремизма и терроризма в образовательных учреждениях является одной из самых важных. Острота вопросов превентивной работы в образовательной среде связана с рядом обстоятельств. В первую очередь — с необходимостью создания условий для снижения агрессии, напряженности, экстремистской активности обучающихся; во вторую — с требованием воспитания успешной, толерантной, патриотически настроенной, социально ответственной личности, а также необходимостью формирования конструктивной социальной активности обучающихся. Кроме названных причин можно также отметить необходимость разработки альтернативных форм реализации потенциала молодежи, формирование законопослушного поведения обучающихся.

Все эти и другие вопросы превентивной работы могут быть решены только после углубленного анализа реального состояния профилактической деятельности в образовательных организациях. При этом важно понимать, что работа в сфере профилактики экстремизма и терроризма должна быть, с одной стороны, непрерывной, адресной, целенаправленной, комплексной, а с другой — с широким охватом целевой аудитории.

 

Деятельность в масштабах государства

Учитывая факт возрастающей агрессивности в распространении религиозно-экстремистской пропаганды, нацеленной на радикализацию различных категорий населения, прежде всего молодежи, потребовалась организация системной контрпропагандистской работы в масштабах всего государства. Субъектами противодействия идеологии терроризма, включая Минобрнауки России, являются региональные органы управления образованием, антитеррористические комиссии в субъектах РФ, заинтересованные институты гражданского общества. Именно им удалось выстроить систему противодействия идеологии терроризма в молодежной среде и образовательной сфере на всех административных уровнях от федерального центра до муниципальных образований.

В целом для профилактики терроризма крайне значима именно система образования. Важным социальным институтом, имеющим возможность всецело реализовать государственную политику по работе с молодежью, является школа. Обучение и воспитание в школе гораздо важнее всех остальных стадий социализации ввиду того, что сознание личности в большей мере развивается в период школьного обучения. Именно здесь у государства и общества имеется возможность положительным образом повлиять на формирование личности.

В целом образовательные организации высшего образования, подведомственные Минобрнауки России, стали неотъемлемой частью выстроенной государственной системы профилактики негативных проявлений в молодежной среде, в том числе распространения идеологии терроризма.

 

Законодательная база и профилактические мероприятия

Ключевыми документами являются Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019–2023 годы, Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019–2023 годы является документом, направленным на реализацию положений Стратегии национальной безопасности РФ. В документе указаны конкретные шаги по противодействию идеологии терроризма, представленные в форме дорожной карты с указанием ответственных министерств и ведомств.

В части, касающейся Минобрнауки России (а соответственно и подведомственных образовательных организаций высшего образования, как основных исполнителей, масштабирующих решения министерства), представлены следующие направления: проведение профилактических мероприятий (форумы, конференции, семинары, индивидуальные и групповые беседы, фестивали и другие) с молодежью, в том числе и иностранными студентами, обучающимися в российских образовательных организациях; разработка информационных материалов, направленных на противодействие идеологии терроризма. Осуществляя весь спектр работ по профилактике идеологии терроризма, университеты становятся важным звеном в реализации государственной молодежной политики. Именно на них возложены функции обучения, методической работы и проведения информационно-просветительских мероприятий непосредственно с целевой аудиторией.

 

Важная роль воспитания личности

Воспитательная работа в образовательной организации высшего образования осуществляется по большому спектру направлений от ГТО, развития и поддержания здорового образа жизни, формирования духовных ценностей и саморазвития до психологической поддержки и личностного роста обучающихся. Все эти направления деятельности применяются в комплексе и не могут существовать по отдельности. Они направлены на становление личности в профессиональной сфере и полноценность ее развития.

Согласно должностным инструкциям в воспитательной работе задействованы практически все уровни должностной иерархии образовательной организации. Именно комплексная вовлеченность на всех уровнях иерархии дает стабильно высокий результат. При этом преподавательский состав больше вовлекается в привлечение нейтральной аудитории и формирование у студентов активной жизненной позиции, а социальные педагоги и специалисты-психологи больше акцентируют внимание на группах риска. Однако совместное воздействие, создание общего благоприятного фона, своевременное выявление негативных тенденций позволяют эффективно проводить профилактическую работу и вовлекать молодых людей в мероприятия, учитывая особенности всех групп целевой аудитории.

 

Сила просвещения

В настоящее время активную работу в области профилактики терроризма проводит Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети «Интернет» (НЦПТИ). Успех деятельности центра во многом заключается в системности подхода, поступательности действий, направленных на противодействие проявлениям экстремизма и терроризма в Интернете. Цель работы центра — это не только мониторинг, но и активное формирование общественного мнения с использованием современных технологий с целью минимизация воздействия экстремистских идей на молодежь.

Также успешно действует «Кибердружина», межрегиональное молодежное общественное движение, созданное Лигой безопасного Интернета еще в 2011 году. Оно объединяет добровольцев со всей России и стран СНГ, борющихся с преступлениями в виртуальной среде.

В целом, можно подчеркнуть, что реализуемые органами власти при координирующей роли Национального антитеррористического комитета профилактические меры в образовательной среде создают необходимые условия для повышения иммунитета российского общества и прежде всего его молодого поколения к воздействию террористической идеологии и снижают риски вовлечения граждан России в экстремистскую деятельность.

 

Анатолий Дроздов по материалам Национального антитеррористического комитета РФ

Вернуться к списку новостей