Новости Отрадного

Детский буллинг: что это и как с ним бороться

 

Социальный педагог и психолог — о травле детей в школе

Буллинг — относительно новое понятие. Оно получило широкое распространение, благодаря психологу Дану Ольвеусу. Профессор проводил исследования в школах Швеции и Норвегии. Результаты оказались неутешительными: 15% школьников регулярно испытывали на себе проявления агрессии других детей, 9% считали себя жертвами, 7% позиционировали себя как агрессоров, а 2% считали себя одновременно и жертвами, и агрессорами. В России эта проблема, к сожалению, не менее актуальна. Практически каждый, кто читает эту статью, наверняка, учась в школе, либо сталкивался с направленной против него агрессией, либо сам был задирой. Однако помимо жертвы и агрессора есть в этой цепочке и третье звено — те, кто своими действиями или бездействием поддерживает происходящее. Кто-то поступает так, чтобы не стать козлом отпущения, а кто-то — потому что «так принято» или «это прикольно». Почему это происходит и что делать? Мы поговорили о буллинге с социальным педагогом и психологом Светланой Ивановной Гырловой.

 

— Светлана Ивановна, расскажите, пожалуйста, что это за явление такое — буллинг.

— Это такое явление, от которого, к сожалению, никуда не деться. Мы проводили опрос в школе, и дети в один голос говорят: лучшее средство, когда сталкиваешься с травлей, — сменить учебное заведение. Многие поступают таким образом, и это действительно приносит результаты.

— Неужели ничего нельзя сделать?

— На самом деле с буллингом можно и нужно бороться и для этого существуют различные способы. Прежде всего — проведение профилактических бесед с агрессором. Вызываем задиру на малый педсовет, потом большой педсовет, беседа с родителями. Если не помогает — вызываем юного агрессора и его родителей на комиссию по делам несовершеннолетних.

— Это работает?

— Честно говоря, не всегда. Бывают случаи, когда ребенок после принятых мер какое-то время ведет себя прилично, а потом снова начинает задирать и оскорблять одноклассников. В таком случае уже принимается решение об определении его в спецшколу.

— Может быть, стоит воздействовать на детей более жесткими методами?

— Видите ли, очень важно, чтобы во всей школе царила дружественная атмосфера. Зачастую даже индивидуальный буллинг в каком-нибудь классе — показатель того, что есть какой-то агрессивный учитель, который вымещает зло на своих учениках, а те, в свою очередь, начинают задирать друг друга. Агрессия всегда ходит по кругу. Необходимо также понимать, что происходит у ребенка дома. Возможно, у него неблагополучная семья, родители жестоко ведут себя по отношению к нему и друг к другу. Дети ведь всё видят, всё впитывают и потом повторяют.

— Как распознать, что ребенок стал жертвой агрессии в школе?

— Внимательный родитель всегда должен отслеживать изменения в поведении своего чада. Характерные признаки: нервозность, бессонница, пониженный или наоборот повышенный аппетит. Если кажется, что с ребенком что-то не так, — нужно срочно принимать меры!

— Дети какого возраста наиболее склонны к буллингу?

— По своему опыту могу сказать, что чаще всего это происходит в подростковом возрасте, то есть в шестом-восьмом классах. В старшей школе дети по большей части становятся менее жестокими и больше думают об учебе, чем о том, чтобы кого-то задеть. К сожалению, случаи буллинга бывают не только в обыкновенных школах. Ребенка могут гнобить в гимназии. Я сталкивалась с такой ситуацией. Тогда директор учебного заведения на вопрос матери «Что делать?» ответил: «Переводитесь в другую школу». Это грустно, но это — правда. На мой взгляд, иногда действительно лучше сменить обстановку и пойти в другую школу. Смена учебного заведения — это не только стресс, но и возможность получить новый опыт, сформировать новые модели поведения. Нужно воспринимать это не как убегание от проблемы, а как шанс сменить амплуа жертвы.

 

Беседовал Николай Петров

Вернуться к списку новостей