Новости Отрадного

Главный по Дороге жизни

В этом году мы отмечаем знаменательную дату, напрямую связанную с нашей любимой землей, — 80 лет со дня прорыва блокады Ленинграда. Именно на территории нашего региона шли самые кровопролитные и ожесточенные бои с врагом. Здесь проходили масштабные оборонительные и наступательные операции, работала Дорога жизни, был проложен Ладожский трубопровод… Каждый момент нашей истории важен, но битва за Ленинград — это уникальный пример мужества и стойкости, выносливости и героизма наших солдат и тружеников тыла, подлинной любви к Отечеству каждого жителя ленинградской земли. Об этом мы и рассказываем в рамках проекта «Пути Победы».

 

Одной из страниц истории битвы за Ленинград являются строительство и работа Дороги жизни, которая через Ладожское озеро связывала окруженный врагом город со страной с 12 сентября 1941-го по март 1943-го. В периоды навигации перевозка людей и грузов осуществлялась по воде, во время ледостава — по льду. При этом если зимой 1941–1942 годов по Ладоге была проложена только автомобильная трасса, то зимой 1942–1943 годов была обустроена и узкоколейная железная дорога, названная Ледовой дорогой жизни, а кроме того в январе 1943-го был построен 33-километровый участок железнодорожного пути Шлиссельбург — Поляны (Дорога Победы). Работами по прокладке путей руководил Иван Георгиевич Зубков (1904–1944), выдающийся инженер, при жизни ставший легендой и прозванный ленинградцами-блокадниками «наш спаситель».

Метростроевец

И.Г. Зубков родился в Ессентуках в семье инженера-путейца. Учебу в кадетском корпусе не окончил из-за революции 1917 года. В 1922-м поступил на рабфак при Политехническом институте в Тифлисе. В 1925-м из-за смерти отца переехал к матери в Курск. Преподавал, был директором фабричнозаводского училища во Льгове. В 1930-м окончил Харьковский технологический институт. А в 1931-м, когда в Москве началось строительство метрополитена, отправился в столицу. Был инженером шахты №9, затем стал сначала начальником смены, а потом и руководителем шахты. В 1940 году был награжден медалью «За трудовую доблесть». Далее был направлен в Молдавию, Карелию, а 21 января 1941-го был назначен начальником Строительства №5 НКПС (впоследствии «Ленметрострой»). До начала войны успел заложить основы для будущих станций метро и депо, начал прокладку первой линии Автово — Финляндский вокзал. К маю 1941-го было пройдено 11 из 34 шахтных стволов, проложено почти 700 метров тоннелей, начато строительство первого подземного вестибюля. 27 июня строительство метро было заморожено, а на следующий день Ивана Зубкова назначили начальником Управления военно-восстановительных и заградительных работ Ленинградского фронта.

Генерал строительства

Вряд ли гражданский инженер Иван Зубков предполагал, что ему придется строить военные объекты, однако судьба распорядилась иначе, и в 37 лет он стал генерал-директором пути и строительства II ранга, что соответствовало воинскому званию генерал-лейтенанта.

Иван Георгиевич руководил возведением ключевых объектов, в том числе военно-автомобильной дороги №101 (Дороги жизни). Под его надзором строились портовые сооружения на Ладоге и железнодорожные линии к озеру; понтонная танковая переправа на Невский пятачок; железнодорожная трасса Шлиссельбург — Поляны (Дорога Победы); мосты и оборонительные сооружения на Карельском перешейке и Лужском рубеже обороны, под Кингисеппом и на Пулковских высотах. Только с 28 июня по 1 сентября 1941 года метростроевцы возвели под Ленинградом тупики для бронепоездов и складов, более 30 километров железнодорожных веток, 640 дзотов и дотов, 90 километров окопов, 55 километров противотанковых препятствий.

В ноябре 1941-го, когда Сталин приказал любой ценой пробить дорогу на восток и разорвать блокадное кольцо, метростроевцев перекинули на строительство танковой переправы в районе Невской Дубровки у ГРЭС №8. Работать приходилось под постоянными обстрелами, так что, по меньшей мере, пятая часть строителей погибла. Иван Зубков получил осколочное ранение, но остался на боевом посту. Под обстрелами строилась и железнодорожная линия Шлиссельбург — Поляны, в то время именовавшаяся в народе не иначе как коридором смерти…

18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда, а 7 февраля на Финляндский вокзал по Дороге Победы прибыл первый поезд с Большой земли.

Герой-спаситель

Заслуги начальника Управления военно-восстановительных и заградительных работ Ленинградского фронта И.Г. Зубкова не оставались незамеченными. В феврале 1942-го он был награжден орденом Красной Звезды, в марте 1943-го — орденом Красного Знамени. 5 ноября того же года Указом Президиума Верховного Совета СССР за особые заслуги в деле обеспечения перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Зубкову было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот», а 5 октября 1944-го — орденом Отечественной войны I степени (посмертно).

Те, кто пережил блокаду, тоже чтили своего спасителя. Когда 28 июня 1944 года Иван Зубков погиб в авиакатастрофе близ города Лодейное Поле, проводить его в последний путь вышел весь Ленинград.

«Стоял Невский проспект, застывший в скорби ленинградцев, стеной выстроившихся вдоль тротуаров, — вспоминал сын Ивана Георгиевича, журналист-международник, писатель и драматург Георгий Зубков. — Хоронили с маршальскими почестями, медленно и торжественно шествовала процессия с телом на орудийном лафете. Не каждый знал в лицо генерал-директора путей строительства II ранга Ивана Зубкова, но все понимали, что с каждым его свершением увеличивалась раздача хлеба в осажденном Ленинграде, вывоз из города на Неве блокадников и раненых, приток новых вооружений и боеспособных сил».

На Казачьем кладбище в Александро-Невской лавре, в центре, перед папертью Троицкого собора, где погребены мощи небесного покровителя Северной столицы святого Александра Невского, возвышается гранитный портал с надгробием. Под портретом с четырьмя звездами по краям выгравировано: «Герой Социалистического Труда. Иван Георгиевич Зубков. 1904–1944. Погиб на боевом посту».

Память в вечности

Подвиги человека, спасшего от голодной смерти сотни тысяч ленинградцев, увековечены в камне и топонимике.

В холле первого этажа здания Метростроя (Санкт-Петербург, Загородный пр., 52А) Ивану Георгиевичу Зубкову установлена мемориальная доска.

Признанная одной из красивейших в мире, первая станция метрополитена Северной столицы «Автово» оформлена в память о подвиге защитников Ленинграда, ведь более трети снарядов и бомб, сброшенных на город, обрушились именно на Кировский район, оказавшийся рядом с линией фронта.

В 2014 году имя выдающегося инженера было присвоено Г-образному проезду в Автово от дороги на Турухтанные острова до Кронштадтской улицы. На это решение повлияла близость нынешней улицы Ивана Зубкова к электродепо, которое он предложил перенести из района Бабурина переулка в Автово.

В 2015 году в Невской Дубровке был открыт мемориал «Подвиг «Метростроя», один из горельефов которого посвящен спасителю ленинградцев.

Алла Чистякова

Фото: spec.rzd-partner.ru, fishki.net, museum.smtu.ru, kirovsk47lib.kulturu.ru, kiinkuorat.ru, waralbum.ru, aftershock.news, www.moypolk.ru

Вернуться к списку новостей