Слово о Победе в Великой Отечественной войне
Наступивший 2020-й — год, когда мы отметим 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. В связи с этим мы продолжаем серию публикаций в рамках просветительского проекта Общественной палаты и Исторического клуба Ленинградской области, посвященного актуальным проблемам истории Второй мировой и Великой Отечественной войн.
Горькая цена войны
В преддверии юбилея Победы мы вспоминаем всех тех, кто встал в годы нацистского нашествия в полный рост навстречу жестокому врагу и отстоял ценой жизни независимость своей Родины, подарив всем нам, ныне живущим, возможность испытать трудное счастье жизни на этой земле. Мы оплакиваем 8 868 400 советских воинов, погибших в этой лютой сече. Мы скорбим о 7 420 000 мирных советских граждан: украинцах, белорусах, русских, евреях, цыганах и многих-многих других, преднамеренно истребленных нацистами на оккупированных территориях: расстрелянных, повешенных, удушенных газом в душегубках, заживо сожженных в тысячах хатыней. Мы печалимся о двух с половиной миллионах красноармейцев, замученных фашистами в лагерях смерти. Судьба русских военнопленных в Германии — отдельная ужасная трагедия; многие умерли, других, ослабевших и неспособных идти, расстреливали на глазах у населения.
Мы разделяем боль миллионов матерей и вдов, не дождавшихся с войны своих любимых сыновей и мужей; женщин, проживших свой век в неутешных слезах. Мы сострадаем миллионам детей войны, так и не испытавшим отцовской любви и заботы. Нам не безразличны судьбы солдат, попавших в немецкий плен в первые дни войны, чьи останки до сих пор лежат на окраинах многих наших городов и поселков в неопознанных братских могилах. И спустя семь с половиной десятилетий после окончания войны, не уходит наша боль, не отпускает!
И мы совсем не знаем о горькой судьбе пяти миллионов наших соотечественников, насильственно угнанных в рабство на чужбину. Почти половина из них умерла от изнурительного труда на немецких заводах.
Рабство в миллионных масштабах
Адольф Гитлер, развязывая мировую войну, заявлял о том, что она будет оплачена бесплатным трудом миллионов рабов со всей Европы. Во исполнение этой циничной идеи фюрера нацистский гаулейтер Фриц Заукель отдал приказ поставлять людей в Германию для рабского труда на заводах. «Если они не пойдут добровольно, — сказал он 20 апреля 1942 года, — то их надо принудить силой».
Немецкие агенты обоего пола буквально охотились за русскими и швыряли их в неотапливавшиеся вагоны поездов, лишенные всякого санитарного оборудования. Людей, умиравших в пути, и младенцев, рождавшихся в вагонах, просто выбрасывали из окон. Для того чтобы «облегчить жизнь» многодетным немецким матерям, в Германию были доставлены от четырехсот до пятисот тысяч здоровых русских девушек.
14 апреля 1943 года Заукель докладывал Гитлеру, что после года такой охоты на немецкую военную машину работали три с половиной миллиона русских гражданских лиц и полтора миллиона русских военнопленных. В другом докладе гаулейтер сообщал, что с ноября 1941-го по январь 1942-го умерло около пятисот тысяч русских…
К вопросу о потерях
Потери нашего народа в той войне были неисчислимы. Наши деды проливали кровь и за себя, и за тех трусливых европейцев, которые не только позорно сдались, но еще и услужливо помогали Гитлеру уничтожать наш народ, дисциплинированно исполняя его военные заказы и участвуя в войне против СССР на стороне Германии. Достаточно перечислить тех, кто попал в советский плен. Среди них были немцы (2,38 млн человек), венгры (513 тыс.), румыны (187 тыс.), австрийцы (156 тыс.), чехи и словаки (69 тыс.), поляки (60 тыс.), итальянцы (48,9 тыс.), французы (23 тыс.), голландцы (7 тыс.), финны (2 тыс.), бельгийцы (2 тыс.), люксембуржцы (1,6 тыс.), датчане (0,4 тыс.), норвежцы (0,1тыс), шведы (0,07 тыс.).
Особый разговор об испанцах. В плену их оказалось четыреста человек. Хотя в «Голубой дивизии», которая воевала против Красной Армии на Ленинградском фронте, испанцев служило больше пятидесяти тысяч..Они вместе с немцами, финнами и норвежцами участвовали в блокаде Ленинграда и ответственны за гибель почти семисот тысяч жителей города, погибших от голода, холода, болезней, артобстрелов и бомбежек.
Чтобы пресечь оскорбляющие память погибших советских солдат разговоры о наших огромных в сравнении с Германией потерях, понесенных в войне, сошлемся на статистику. Соотношение потерь советских и немецких войск составляет примерно 1.3:1.0. Разница в 0.3 объясняется, главным образом, тем фактом, что в немецких лагерях смерти было намеренно истреблено 57,8% советских военнопленных (около 2,5 млн человек). В советском же плену от ран и болезней умерло 14,9% немецких солдат (около 356 тыс. человек), остальные — примерно два миллиона человек — вернулись домой живыми.
Споры об истории
С особой горечью сегодня приходится наблюдать, как сотни авторов, выдающих себя за специалистов по истории войны, с непонятным остервенением описывают наши тяжелые поражения начального периода войны. Они обвиняют Сталина, советское правительство и руководство Красной Армии во всевозможных грехах и ошибках, пишут об отступлениях и котлах окружений, о массовой сдаче красноармейцев в плен, о заградительных отрядах и штрафбатах. Эти критики не хотят принимать во внимание тот факт, что большинство стран Европы встали на колени перед Германией в считанные месяцы, недели или даже дни, а наша страна билась долгих четыре года.
Давайте оставим эти горькие поражения начального периода войны военным историкам. Важно то, что советские люди не сдались, как европейцы! Наши предки противостояли нацистскому чудовищу, не перекладывая свою ответственность ни на соседний Иран, ни на Индию, ни на США. Наш народ сражался честно, и в результате на смену драматическому дню 22 июня 1941-го пришел победный май 1945-го.
Г. А. Москвин, лектор Российского общества «Знание»
(Продолжение следует)