Наступивший 2020-й — год, когда мы отметим 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. В связи с этим мы продолжаем серию публикаций в рамках просветительского проекта Общественной палаты и Исторического клуба Ленинградской области, посвященного актуальным проблемам истории Второй мировой и Великой Отечественной войн.
Почему союзники празднуют день Победы над Германией 8, а мы 9 мая
В ознаменование победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков и одержанных исторических побед Красной Армии, увенчавшихся полным разгромом гитлеровской Германии, заявившей о безоговорочной капитуляции, установить, что 9 мая является днем всенародного торжества — праздником победы.
Из указа Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 года
Долгие годы ни наши союзники по антигитлеровской коалиции, ни советская сторона не акцентировали различия в дате празднования дня победы над фашистской Германией. Однако в последнее время все чаще стали подниматься второстепенные вопросы войны. И этот исторический вопрос оказался так запутан, что появилась необходимость внести в него ясность.
Агония Германии
Прежде всего, следует рассмотреть военно-политическую ситуацию в последнюю декаду войны — с 30 апреля по 9 мая 1945 года.
30 апреля. Войска 1-го Белорусского фронта под руководством маршала Советского Союза Г.К. Жукова продолжают штурм Берлина. А.Гитлер, поняв безвыходность ситуации для себя лично, решил покончить самоубийством. Накануне, ранним утром 29 апреля, он написал политическое завещание, в котором призвал германские войска «дратьcя за Берлин» до победного конца, выразил веру в возрождение Германского рейха и передал власть гросс-адмиралу Карлу Дёницу, главнокомандующему военно-морскими силами Германии. Днем 30 апреля тело фюрера было сожжено во дворе Рейхсканцелярии.
В тот же день в 21 час 50 минут сержант М.А. Егоров и младший сержант М.В. Кантария водрузили красный флаг над главным куполом германского рейхстага. (Рейхстаг штурмовали с разных сторон и входов несколько групп разведчиков и воинов, и многие из них водружали флаги. Широко известна фотография, на которой наши бойцы размещают флаг на конной группе, расположенной над фронтоном. Однако при взгляде с земли казалось, что флаг держит немецкий всадник. Тогда была дана команда вознести флаг на главный купол поверженного рейхстага.)
1 мая в 3 часа 50 минут на командный пункт одной из армий, штурмовавших Берлин, был доставлен начальник генерального штаба германских сухопутных сил, генерал Кребс. Предъявив письмо от Геббельса, он заявил, что уполномочен «установить связь с вождем советского народа» и начать переговоры о перемирии. Из Кремля поступило указание И.В. Сталина: «Никаких переговоров, кроме как о безоговорочной капитуляции, ни с Кребсом, ни с другими гитлеровцами не вести». Однако «наследники» Гитлера отклонили требование о безоговорочной капитуляции, будучи убежденными в том, что еще пригодятся союзникам в борьбе с Советами.
2 мая. Капитулировал берлинский военный гарнизон. Назначенный Гитлером командующий обороной Берлина генерал Вейдлинг подписал приказ войскам о прекращении сопротивления. Руководство недобитых армий Вермахта, зажатых между Красной Армией и войсками союзников, осознавало, что крах неизбежен, и, страшась ответственности перед Советским Союзом за совершенные на оккупированных территориях злодеяния, предпочло договариваться с англо-американским командованием о частичной капитуляции. «Если сдавать город, — говорили офицеры Вермахта солдатам, — то только американцам».
Попытки заключить сепаратный мир
5 мая, по поручению гросс-адмирала Дёница, исполнявшего обязанности Имперского президента Германского рейха, в штаб-квартиру союзных армий в городе Реймсе, что на севере Франции, явился адмирал Фридебург, сменивший Дёница на посту командующего германским военно-морскими силами. Он пытался склонить командование союзников к принятию частичной капитуляции немецких частей. «Британский фельдмаршал Б.Л. Монтгомери сказал адмиралу Фридебургу, что может принять безоговорочную капитуляцию немецких войск Западного фронта только в том случае, если на Восточном фронте немецкие армии капитулируют перед русскими. Когда Фридебург выразил опасение, что русские могут перебить всех немцев, Монтгомери ответил, что об этом надо было думать до нападения на Россию» (Й.Лессер «Злодейства Третьего рейха»).
6 мая в Реймс прибыл генерал-полковник А.Йодль. Вместе с Фридебургом он пытался убедить американского генерала Д.Эйзенхауэра (будущего президента США) принять от них частичную капитуляцию, но тот предъявил ультиматум: или безоговорочная капитуляция, или возобновление бомбардировок немецких городов и позиций войск. Йодль по радио доложил об этом Дёницу, и тот дал ему полномочия на подписание.
7 мая в 2 часа 41 минуту в ставке союзного военного командования в Реймсе генерал-полковник А.Йодль (представитель верховного командования Германии), генерал-адмирал Г.-Г. фон Фридебург (от Военно-морского флота Германии) и генерал В.Оксениус (от Люфтваффе) подписали Акт о капитуляции немецких войск перед командованием союзных экспедиционных войск в Европе. Капитуляцию принял командующий экспедиционным корпусом войск союзников в Европе, американский генерал Д.Эйзенхауэр. В церемонии подписания также приняли участие генералы Ф.Сере (с французской стороны), Дж.Робб и Г.Барроу (с английской стороны). От имени советского Верховного главного командования акт подписал прикомандированный к штабу союзников генерал-майор И.А. Суслопаров. Акт вступил в силу 8 мая в 23.01 по среднеевропейскому времени.
Акт о капитуляции подписать в поверженном Берлине!
Сталин придавал церемонии подписания Акта о капитуляции фашистской Германии очень большое морально-политическое значение — слишком дорого обошлась эта война Советскому Союзу. Получив известие об акции в Реймсе, той же ночью, 7 мая, он провел консультации с У.Черчиллем и Ф.Рузвельтом и объяснил им, что «главную тяжесть войны на своих плечах вынес советский народ, а не союзники, поэтому капитуляция должна быть подписана перед верховным командованием всех стран коалиции, а не только союзных войск». Ему удалось убедить союзников считать подписание акта в Реймсе предварительным протоколом капитуляции и настоять на том, чтобы капитуляция была подписана в Берлине — «центре фашистской агрессии». Утром Сталин позвонил маршалу Г.К. Жукову в Берлин и сообщил, что тот назначен представителем Верховного главнокомандования советских войск при подписании Акта о безоговорочной капитуляции.
8 мая в Берлин под конвоем союзников прибыли полномочные представители немецкого военного командования во главе с генерал-фельдмаршалом В.Кейтелем.
9 мая в 0 часов 43 минуты генерал-фельдмаршал В.Кейтель, верховный главнокомандующий Вермахта; Г.-Г. фон Фридебург, главнокомандующий военно-морским флотом Германии, и генерал-полковник Х.Юрген, в качестве представителя немецких ВВС, подписали акт о безоговорочной капитуляции. От имени Советского верховного командования капитуляцию принимал маршал СССР Г.К. Жуков. От имени союзников — маршал британских ВВС А.У. Теддер, генерал-лейтенант К.Спатс (США) и генерал Ж. де Латр де Тассиньи (Франция).
Текст акта повторял тот, что был подписан 7 мая 1945 года в Реймсе. Главные его пункты гласили: «Мы... соглашаемся на безоговорочную капитуляцию всех наших вооруженных сил на суше, на море и в воздухе, а также всех сил, находящихся в настоящее время под немецким командованием... Германское верховное командование немедленно издаст приказы всем немецким командующим сухопутными, морскими и воздушными силами и всем силам, находящимся под германским командованием, прекратить военные действия в 23:01 по среднеевропейскому времени 8 мая 1945 года...»
Подписание Акта о безоговорочной капитуляции означало исторический момент юридического оформления разгрома фашистской Германии, признания ее военно-политическим руководством необратимого крушения планов установления господства «тысячелетнего» германского рейха. Для всего мира, перенесшего шок от разбойничьего поведения гитлеровской Германии, от варварства и бесчеловечности фашистов, их злодейских преступлений против целых наций и народов, это был настоящий праздник.
Долгожданная победа!
9 мая 1945 года в 2 часа ночи по московскому времени все радиостанции Советского Союза голосом Левитана передали сообщение Советского информбюро о капитуляции фашистской Германии и победном завершении войны. Однако наши союзники поспешили обрадовать свои народы на день раньше и обнародовали Акт о капитуляции, подписанный 7 мая в Реймсе. Так получилось, что мы празднуем День Победы на день позже.
Мы же, как истинные победители, великодушны. Пусть в Европе празднуют завершение Второй мировой войны 8 мая. Мы же в память о бессмертном подвиге наших предков отмечем «праздник со слезами на глазах» 9 мая. Для нас он навсегда останется святым днем!
Г. А. Москвин,
лектор Российского общества «Знание», заместитель председателя Совета региональной организации ветеранов
(Продолжение следует)